составитель Терещенко Т. Н.

Источник

НЕТЕРПЕНИЕ

* * *

Не слушайте помысла, что вам нет спасения за нетерпение и что будто погибла душа ваша. Все это одного и того же врага козни, он побуждает к нетерпению, а после к отчаянию. За нетерпение приносите покаяние, а отчаянию врачевство прилагайте – Божие милосердие. Во время брани много способствуют самоукорение и смирение, о чем нужно попещись, а через оные невидимо Бог утешит, и противоратующие не возмогут противиться (прп. Макарий, 20).

Нетерпение твое перед старшими… показывает твою немощь и неимение смирения, до которого мы с тобой еще не достигли и далеко отстоим; хоть при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения (прп. Лев, 20).

* * *

Первые два порока [нетерпение и строптивость] – преопасные враги, ибо они – явные плоды гордости, и ежели не будешь вооружаться против них в начале твоих подвигов, то они так пообладают тобой и ослепят душевные очи, что трудно и исправиться. Можно даже сказать, что какую имела прежде гордость, то оная еще более умножится… Нетерпение и строптивость умножаются более оттого, когда мы хотим составлять свою волю и мним себя разумными, а не познаем своей немощи и неразумия (прп. Макарий, 20).

* * *

Случающиеся вам при послушании «жестокие раны» вам очень полезны. Сам Бог их посылает, и к наказанию за грехи, и к испытанию в терпении и смирении, а кажутся они вам невыносимыми потому, что не имеете самоукорения, но вместо него самооправдание: когда будем иметь в памяти данные нами обеты «вся терплю», то и возбудимся к благодушному терпению и благодарению (прп. Макарий, 20).

* * *

Нетерпеливая монахиня – дыня гнилая (прп. Анатолий, 18).

* * *

Нетерпение никому не полезно. Ведь ты не брошена на снег, как какая-нибудь болгарка, а в уголышке родительском сидишь и в кругу родных. И Бог с тобой всегда, так и глядит в твое сердце: что ты там думаешь? И любишь ли Его? И согласна ли терпеть все Его, Милостивого, ради? (прп. Анатолий, 20).

* * *

Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце от зависти, ненависти, клеветы, и в нем насаждается любовь. Древние христиане жили в полном согласии и любви, и все у них было общее. У апостолов ничего не было своего, а достаточные приносили снедь, рыбку и клали к ногам апостолов, а те раздавали неимущим. Часто они собирались на вечерю любви.

Так у меня нет ничего своего, а приносят добрые души, я же только раздаю и мирянам, и братии. Случается, что отец Григорий таинственно стучится к какому-нибудь иноку и, когда тот отпирает, сует ему утешение.

А кого поминать-то?

Имена их же Ты веси, Господи! (прп. Варсонофий, 29).

* * *

Истинные мудрые о Господе сами себя порицают за нетерпение. Терпение бывает и гордое, неправильное. Оно не дает познать истину (прп. Никон, 20).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle