составитель Терещенко Т. Н.

Источник

НЕРАДЕНИЕ

Ежели же дух благочестия в вас становится слабее, это неудивительно, потому что вы в таком находитесь кругу, где все противное этому духу и видите, и слышите, и во всем участвуете сердцем и волей, и неволей, о чем и не без сожаления бываю по вас. Однако не надо, братец, вовсе не радеть о душе, но все-таки дух тот разогревать то чтением духовным, то молитвой хотя краткой, то памятью вечности и прочим деланием заповедей Христовых питать и возращать себя в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Вспомните того постыдную и зловредную должность исправлявшего мытаря евангельского, который хотя совсем в противном богоугождению образе жизни был, однако не оставлял ходить в церковь. И в одно время случилось так, что он много Богу угодил немногими только словами покаяния и вышел из нее оправдан паче фарисея, ревностного наблюдателя всего закона. Любезный! Не угашай вовсе духа и не ослабляй себя нерадением, и излишней дебелостью тела, и рассеянием ума в пристрастные воображения, да не постраждешь последи жребия евангельского ленивого раба, скрывшего талант благодати, принятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тоща и бесплодна в душе каждого христианина (прп. Моисей, 20).

* * *

Я сердечно пожалел о твоем нерадении, что ты оставила ходить в церковь к службе Божией, да и в своей келье правила своего не исполняешь. Это все равно: если двери кельи своей растворить настежь и выставить в окошках рамы, то комната или келья вся выстынет, и человек будет чувствовать лихорадочный озноб. Подобным образом если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется всяких нечистых мыслей, о которых и пересказать бывает стыдно. А поэтому да помилует тебя Господь от такого плачевного состояния (прп. Антоний, 20).

* * *

Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Если Царица Небесная управила твой путь, то не оскорбляй Ее своими нерадениями и небрежностью в деле своего спасения. Царство Небесное силою берется, и только одни употребляющие усилие получат его (Мф. 11, 12), а ленивые услышат грозный глас: лукавый раб и ленивый… выбросьте его во тьму внешнюю (Мф. 25, 26, 30) (прп. Иосиф, 19).

* * *

В трудах твоих да поможет Господь и ревность ко спасению да воспламенит в душе твоей. Пишешь, что заленилась. Понуждать надо себя и возбуждать к деятельности. Поминай прежнее горение и усердие, и воздыхай к Богу о своем нерадении, и, хоть насильно, молись мытаревым гласом. Господь призирает на сердце сокрушенное и болезнующее, и печаль о своем нерадении приемлется от Господа вместо делания. Только осуждать других не надо (прп. Иосиф, 19).

* * *

Ты говоришь, страх на тебя напал о том, что нерадиво живущие могут попасть в адские муки, если только не исправятся. Да, это так. Но ведь это не к тебе одной относится, а вообще к нерадивым о своем спасении.

Ты же, зная сие, постарайся исправиться, и будешь вместе с мудрыми девами в чертоге Вечного Небесного Жениха Христа (прп. Иосиф, 19).

* * *

Ты пишешь, что ты такая нерадивая, непрестанно ропщущая, на всех раздраженная и всех осуждающая… и прочая, пр., пр. Притом еще и Богу молиться ленивая. И просишь, чтобы помолиться о тебе. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвой мытаря, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь(Лк. 18, 11). Прости, сестра, если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас бесполезны… Ведь ты признаешь же: все то, что ты делаешь, все это делаешь против учения евангельского, учения Иисуса Христа (прочти Евангелие от Матфея от 5 главы до 28 стиха 7 главы). И призвав в помощь Господа, положи начало к исправлению. А то, признавая все, что ты живешь нерадиво, сама и палец о палец в труде ко спасению не хочешь принудить себя. В таком случае остается мне сообщить тебе, что однажды пришли братья к авве Антонию и говорят ему:

Дай нам наставление, как спастись.

Старец отвечал им:

Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас.

Они сказали ему:

Мы и от тебя что-нибудь хотим услышать.

Тогда в Евангелии сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39).

Они говорят ему:

Мы не можем этого сделать.

Если вы не можете подставить другой, по крайней мере, переносите удар в одну.

И этого не можем.

Если этого не можете, по крайней мере, не платите ударом за удар.

Братья сказали:

И сего не можем.

Тогда старец сказал ученику своему:

Приготовь им немного кашицы: они больны. Если вы одного не можете, другого не можете, то что я вам сделаю (прп. Иосиф, 19).

* * *

А что в церковь не хочешь ходить и дома не молишься, то этим свое нерадение показываешь. За это не избежишь наказания, если будешь так поступать (прп. Иосиф, 19).

* * *

Исполняю твою просьбу – молюсь за тебя, но молитвы тогда только будут тебе благопоспешествовать, когда и ты сама понудишь себя на исполнение воли Божией, ибо сказано: нужницы200 получат Царствие Небесное (см. Мф. 11, 12). – А не ленивые и нерадивые (прп. Иосиф, 19).

* * *

200

Нужницы – употребляющие усилие.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle