НАСТОЯТЕЛЬ
Вы должны по возможности сил своих всем матушке игуменье спомоществовать, чем только можешь. А что у нее каковые дела с кем происходят, вам не нужно в них вникать и любопытствовать, а ежели по прилучению узнать нечаянно случится, то должна хранить и никому об этом не произносить, равным образом и ежели сама матушка игуменья заблагорассудит вам открыть в виде совета и прочее (прп. Лев, 20).
* * *
Вопрос:
Как управлять ему (настоятелю Kалужской Тихоновой пустыни о. игумену Геронтию) и назидать врученные ему от Бога словесные овцы?
Ответ:
– По мере только веры вашей предложу вам возложить себя и вас окружающих Всемогущему Господу и всемилосердой Его воле, поскольку Самим Спасителем сказано в святом Евангелии: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)… Также… не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправления – действия употреблять с рассмотрением и долготерпением (прп. Лев, 22).
* * *
Управляющий всемирной обителью, Избравший тебя на это служение и Поручивший тебе пасти словесное стадо даст тебе разум и силы, как поступать, только всегда призывает Его помощь и не надейся на свой разум, а принимай и от других, может быть, опытнейших тебя братий, имей из них помощников себе к духовному окормлению порученных тебе братий (прп. Моисей, 20).
* * *
Должно в лице настоятельницы своей зреть лицо Божие и к ней иметь преданность и всю доверенность, и если она сама расскажет все слабости ваши другим или вам прикажет, то за это самое спасет вас Господь Бог (прп. Антоний, 20).
* * *
Где нет согласия настоятельницы, там и воли Божией нет. Если же вынудить согласие, то за своеволие неизбежно последует искушение, от которого да сохранит вас Господь (прп. Антоний, 20).
* * *
Kажется мне, не нужно нам, начальствующим, носить на себе железных вериг; одна игуменская должность достаточна сокрушить и смирить сердце; сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), т.е. спасет (прп. Антоний, 20).
* * *
Вот и я, игумен сый, живу в светлых, теплых и пространных кельях, но имею горя противу вашего чуть не вдвое: и кажется, перешел бы в темное некое и сырое подполье, лишь бы получить свободу от мучительных игуменских вериг. Но чашу страданий, которую Господь пожаловал нам, должны пить (прп. Антоний, 20).
* * *
В наших мужских монастырях у братии весь ропот, и вся скорбь, и все негодование – против настоятеля, и любимые у братии разговоры только судить и осуждать настоятеля, и говорить иногда о нем то, чего вовсе и нет. Думаю я, тот же нечистый дух обеспокоивает и живущих в обителях женских, и то же самое заставляет об настоятельницах мыслить и говорить, что и у нас. Ты же, смиренная мати, если хочешь дни свои видеть благими, то удержи язык свой от этого зла и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33, 14)191. Посему от осуждения госпожи игуменьи своей, как от блуда, отскочи, да не осквернится душа твоя, или прямее, как от огня отбеги. И какой ее желаете иметь к себе, такой и вы оказывайте себя к ней, и после такой перемены вы увидите в душе своей свет Христов (прп. Антоний, 20).
* * *
Будь настоятелю тамошнему первым послушником и слугой, а не товарищем, вопреки глаголющим; ибо кто противится будет власти, тот Божию повелению будет противиться, поскольку Спаситель говорит: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10, 16). О вопреки глаголющем настоятелю радуются бесы (прп. Антоний, 20).
* * *
Святые угодники Божии, когда избирались на высшие степени, смирялись и считали себя того недостойными, так и ты поступи, если же все твои объяснения в резон не примутся, тогда уже должна принять: противиться не следует. А как сохранить равномерность ко всему богоугодному? Понуждать надо себя всегда; Бог поможет, придешь в навык и утвердишься в добродетелях (прп. Иларион, 20).
* * *
Не твое дело судить действия игуменьи. Она над тобой приняла суд, а не ты над нею (прп. Иларион, 20).
* * *
Не должно никому говорить, как мать игуменья утешает, а то зависть будет (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать: более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не оставлять и присмотра за сестрами, и благовременного наставления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищный волк и не похитил хотя бы одну из дремлющих овец. А гласа пастырской свирели и волки боятся (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем с какой-либо старшей сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Сан игумена и игуменьи произведен от слова «игемон» – «простой правитель», а для отличия от простых правителей духовные начальники названы игуменами и игуменьями. Потому и правление их должно быть не простое, а духовное, согласное со словами апостола Павла, глаголющего: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 25–26). И паки:вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Всякое послушание есть крест, а тем более послушание настоятельское. Но сей крест вы не самочинно взяли на себя, но возложен за послушание, ради послушания, и несите безропотно, но в терпении. И за труд и скорби ваши награду получите от Бога. В делах умудряйся, по возможности во все сама входи, за всем смотри, все знай, может быть, и дело пойдет лучше. Побеждай все неурядицы терпением, снисходя немощам ближних, но и слишком не распускай. Особенно старайся от душевного вреда охранять сестер (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если Богу угодно будет, вы займете какое-либо начальственное положение в монастыре. Но знайте заранее, что это – тяжелый крест. Святые отцы сказали, что самых тяжелых крестов два: первый – крест царя, второй – настоятеля обители иноческой. Заметьте, ведь это было сказано еще в то блаженное время, а уж про настоящее и говорить нечего. Батюшка о. Амвросий говорил: «Монаху простому нужно терпения воз, а настоятелю – целый обоз» (прп. Варсонофий, 32).
* * *
В переводе П. Юнгерова: Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов.