НАМЕРЕНИЕ
Един Господь знает тайные намерения и тайные причины, по которым человек действует так или иначе; люди же смотрят только на лицо или на внешние действия, не постигая тайных намерений сердечных (прп. Амвросий, 1).
* * *
Как бы вещи употреблены ни были, лишь бы с благим намерением, Бог приемлет в благое и часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: «О мимошедшей вещи не раскайся», – то есть понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом (прп. Амвросий, 1).
* * *
Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И, опять, судит нерадение о сем Един ведый тайная сердца, и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства (прп. Амвросий, 1).
* * *
О намерениях своих лучше пишите прямо и ясно, чтобы после не раскаиваться тщетно. Апостол говорит, что все являемое свет есть (Еф. 5, 13). Пишет он это о действиях и намерениях духовных и соприкосновенных оным. Повторяется опытными: семь раз смерить и потом уже отрезать (прп. Амвросий, 1).
* * *
Описываешь, как неприятна тебе была езда по железной дороге и каким средством ты ухитрилась избавиться от докучливых разговоров. И сбылось слово апостольское: Если кто из вас хочет быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1Кор. 3, 18). Тебя беспокоит, что к этому средству пришлось тебе обратиться в храме преподобного Сергия. Но Господь взирает не на наружные наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступаем, и если намерение благое, по Боге, то и можно быть покойным. Потому и других не должно судить ни в каком случае: мы видим только внешние поступки, а сокровенные побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцевидцу Богу (прп. Амвросий, 3, ч. 3).