МУДРОСТЬ
Вы пишете о приходящем вам рассуждении, что люди через несчастья делаются мудрыми, истинно так, искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из них мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оно отъемлется, упадаем духом. Но да поможет вам Господь смиренным духом и благодарным сердцем принимать от Господа посещения, а Он силен и паки восставить ваше положение, и привести в порядок торговые ваши дела (прп. Лев, 20).
* * *
Во святом Евангелии Сам Господь глаголет: Будите убо мудри, яко змии, и цели, яко голубие (Мф. 10, 16)182. Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, когда бьют змию, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру, во-вторых, мудрость змиина состоит в том, когда змяя хочет скинуть с себя старую кожу, то пролезает сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлечься ветхого человека, то должен проходить тесный путь по евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Умудряйся. Смиряйся. Других не осуждай. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Особенно теперь тебе нужно поучаться в евангельском слове Господнем: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). По смыслу божественных толковников, мудрость змеи состоит в том, когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин при нанесении ему скорбных ударов со стороны должен блюсти главу свою духовную, т.е. веру и в Господа, и в Его евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастись тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо и райским наслаждением, и необъяснимой радостью, по сказанному: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9). Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстьми и неприятностями совне растворять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Избавитель к Богу Отцу: остави им грех сей, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Письма, правда, иногда облегчат, но совсем не избавят от скорбей и напастей. Лучшее от них средство – не утешение, а терпение. Говорю это не к тому, чтобы ты не искала советов, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. «Даждь, – сказано, – кровь и приими Духа» (прп. Анатолий, 18).
* * *
В синодальном переводе: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.