МИЛОСТЫНЯ
Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помощь ему чем-либо, помогаем. Оная (милостыня) изображена в шести заповедях Евангелия от Матфея, глава 25. А подаяние есть только часть милостыни, надо и оное творить по силе, без смущения и разбирательства, – хоть немного подать, но с благим произволением и надеждой (прп. Макарий, 20).
* * *
Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. В Писании Ветхого Завета сказано: благотвори требующему, сколько может рука твоя (ср.: Втор. 15, 19). Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательной и необдуманной щедростью (прп. Макарий, 20).
* * *
Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив (прп. Макарий, 20).
* * *
Когда вы, по слову преподобного Нила Сорского, благодушно претерпите от нее (сестры) скорбь, обиду и укорение, то приимет это от вас Господь Бог вместо душевной милостыни, которая настолько выше телесной милостыни, насколько душа выше тела (прп. Антоний, 20).
* * *
Ты скажешь: я не жалею вещей, но только меня беспокоит, что они не так употреблены. Но, может быть, это тебе только так кажется, в самой же вещи не так. И сверх того, ты за это употребление нисколько не отвечаешь. В одном из житий киево-печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни. Кольми паче тебе жалеть не следует, что так или иначе употреблено дарованное тобою или у тебя взятое; а иначе уменьшишь духовную пользу своего жертвования (прп. Амвросий, 1).
* * *
Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собой в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения (прп. Амвросий, 1).
* * *
Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, заняв для странницы пять рублей и отдав ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других. Я, кажется, тебе писал слово и совет Пимена Великого, что монах не солжет, если откажет просящему, что нет у него, когда не имеет излишнего, сверх своей потребности, а иначе он должен со смущением добывать себе то, что нерассудно отдал другому. Твое положение требует великой осмотрительности и здравого обсуждения (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Подавать милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсануфий Великий говорит: «Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит» (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!» (прп. Нектарий, 20).
* * *
На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к попрошайничеству. Одно дело – для других просить, а другое – для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо по возможности молиться (прп. Никон, 21).