МЕРА
Спрашиваешь: при душевном и телесном расслаблении давать ли себе покой или понуждаться переломить себя? Понуждение во всяком деле нужно, но выше меры понудить немощное тело – не принесет пользы, и на это надо иметь рассуждение, а более смирение за слабость помыслов (прп. Макарий, 20).
* * *
В немощах телесных надо сообразоваться с ними, а выше меры понудить себя – то и совсем можно изнемочь, только надо вооружиться против лености (прп. Макарий, 20).
* * *
Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. Тише едешь – дальше будешь, сказано опытными. Вредно не радеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Трех более всего держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
У N. немощь – скупость, а у тебя немощь – раздавать. У нас был такой-то брат, раздаст, а потом и скорбит, что того или другого у него нет (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Во избежание «угрызений» сахара… батюшка благословил купить конфет. Это не грех, только надо меру знать, а то некоторые, когда поступают, чуть ли не по весу пищу едят, а потом в излишество впадают. Так лучше укорять себя и иметь конфеты, зная меру (прп. Варсонофий, 20).