ЛЕЧЕНИЕ
Можно и полечиться, я отнюдь не против этого, но только не советую полагать надежду на лекарей и на лекарство, а на Бога, могущего вразумить и лекаря и дать силу лекарствам. Если ж и не получите исцеления, то не ропщите и не малодушествуйте тогда, видно, есть воля Божия устроить таким способом ваше спасение. Терпящие болезни с благодарением приемлют не менее мзду работающих Богу в обители: как в обители предлежит вольное и невольное терпение, так и в болезни – не вольная болезнь, а вольное благодушное терпение (прп. Макарий, 20).
* * *
Пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвящения и принятия Святых Христовых Таин. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство – очистить душу, а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять этого, впрочем, с упованием на помощь Божию и получите, если есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу (прп. Макарий, 20).
* * *
Матери У. лечиться греха нет, напрасно она жалеет денег. Всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здоровье – дар Божий – дороже денег, а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надо терпеть, и не пренемогать, и не малодушествовать в болезни. И что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры, а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? – А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится, – это пустое только мнение, кому нужно ее зазирать? Если бы она здоровая, да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцелению (прп. Макарий, 20).
* * *
Сердечно сожалею о болезни матери О., а особенно о ее малодушии; где ж вера? Промысел Божий так устроил, надо смиренно повиноваться и в терпении и принимать с благодарением, ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний… обновляется (2Кор. 4, 16). Лекарство принять не мешает с надеждой Божией помощи, но более прибегнуть должно к духовному врачевству, то есть к очищению совести, размышлениям о содеянных и кого чем не оскорбила ли, – сожалеть в мысли, а буде явно, то и сознанием перед тем, исповедаться и Святых Таин сообщиться, хотя и недавно этого удостоилась, но и еще не мешает, особливо же когда будет продолжаться болезнь (прп. Макарий, 20).
* * *
Ты не малодушествуй в твоем изнеможении, но благодари Бога, давшего тебе ближайшее средство ко спасению. А о том, что написал святой Макарий Египетский, чтобы не лечиться, относится к совершенным, а не к нам немощным, а ты прочти у святого Варсануфия… тут не отвергается врачевание тела, но об исцелении надо возлагаться на Бога, и ты, как немощнейшая, избери легчайшее, и Бог не истяжет от тебя того, что могут сильные и совершенные. Паче же смиряйся и благодари Бога о всем (прп. Макарий, 20).
* * *
Пишешь, что предлагают для лекарства пить кумыс, или лошадиное молоко, а ты сомневаешься в том, потому что лошадь воспрещенное к пище животное, и вопрошаешь меня об этом. Вопрос этот неудоборешим для меня, могу ли я в таких делах давать ответы и решения? Могу только предложить рассуждение, что доктор дает в виде лекарства разные медикаменты, которые нам и неизвестны, которые мы принимаем не весьма охотно и не со вкусом, а иногда и с отвращением, так и это тоже лекарство, хотя и неприятное по одному только воображению. Но ежели принесет пользу, то в надежде на помощь Божию почему же не воспользоваться? И вообще в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Когда чувствуешь, что совесть обременяется, то при исповеди скажи священнику, и приимешь разрешение в том, что желание здравия понудило на такое действие (прп. Макарий, 20).
* * *
О лекарствах же не должно сомневаться и не испытывать, какое оно, ибо оно употребляется не за сластолюбие, а на укрепление немощей. Ежели бы кто точно знающий уверил, что это скоромное, то не должно принимать ради совести, как пишет святой апостол (1Кор. 10, 28) (прп. Макарий, 20).
* * *
Неизлечимые болезни должно лечить с верой, прибегать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надо нести этот крест, посланный на спасение души его (прп. Макарий, 20).
* * *
Когда же справедливая на него падает вина, как вы объясняете, Бог ему судья, и я не забочусь защищать его в порицании. Но желаю, чтобы он уврачевался в своей совести, в таком намерении я прочитал ему ваше писание, как очистительную микстуру, и он, хотя и нехотя, всю ее проглотил до капельки и, недовольно поморщившись, содрогнулся, охуждая, что она слишком противна, а я ему хвалил, что она полезна. Лекарство обыкновенно не лакомо вкусу, но весьма противно, однако мы принимаем его, невзирая на отвращение натуры, как целебное и от недуга избавляющее; и для здравия телесного какой не принимаем дряни внутрь произвольно… а для души не то же ли надо принимать как исцеляющее главный недуг гордости нашей (прп. Моисей, 20).
* * *
Сожалею я о намерении братца вашего со временем оправиться в Германию для поправления здоровья, куда безрассудных русаков отвозят хворыми, а привозят в Россию мертвыми (прп. Антоний, 20).
* * *
Вы якобы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное возвращать медицинскими средствами (прп. Антоний, 20).
* * *
Теперешнее послушание ваше лечить больных есть послушание самое святое и душеспасительное, но и оно, во избежание ропота от больных и негодования от настоятельницы, должно проходить весьма осмотрительно, т.е. лечить больных должно средствами простыми… Например, утром советовать больным вместо чаю пить натощак холодной воды стакана по два, от поноса кушать ржаные сухари с водой, от запора употреблять рябину, а от удушья пить покрепче полынь, и прочие недуги подобными же средствами можно лечить с успехом (прп. Антоний, 20).
* * *
Пишешь, что Н. и Е. лечатся кумысом. Сердечно желаю, чтобы лечение это им помогло. Но скажу, что когда дело пойдет вниз, не помогает и кумыс. Впрочем, не помогает только в телесном отношении неудавшееся лечение, а для души оно приносит большую пользу: во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и о переходе в оную. Сколько ни живи, а умирать неизбежно, равно и отдавать отчет за свою жизнь, по апостольскому слову: Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14, 10), и каждый получит свою награду по своему труду (1Кор. 3, 8) (прп. Амвросий, 1).
* * *
Спрашиваешь меня, грешного, в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божей и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет, потому что все от Господа Бога – и лечебные средства, и сами лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что все зависит от всеблагого и всемогущего Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит (прп. Амвросий, 1).
* * *
М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: огда Он умерщвлял их, они искали Его, и скоро обращались к Богу (Пс. 77, 34) (прп. Амвросий, 1).
* * *
Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях Апостольских: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). Полечиться не мешает, и различные скорби и неудобства переносить следует.
Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную (прп. Амвросий, 1).
* * *
Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
* * *
По слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться – никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты ни лечись, совершенно не вылечишься: все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение. Замечательные слова Ефрема Сирина на славянском наречии: «Боли болезнь болезненне, да мимо течеши суетных болезней болезни» (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Отчего люди грешат?.. Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления...» (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
* * *
Ты пишешь, что ты по жалости и по мнимой любви взялась не за свое дело: лечить сестру, которая больна нетелесной болезнью. Я тебе говорил лично и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий, по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, – ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошеная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужание от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность самому себе навлекать такие страшные искушения? Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5). Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5)? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям, но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя, а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла, а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень, очень неполезно ради искушений, о которых сказано выше (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Хорошо вы поступаете, что тех больных сестер, которые открываются вам, что не могут показать больное место доктору, направляете в Москву к женщинам-врачам. А которые соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. – А каяться ли в этом духовнику, вообще скажу вам: в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает, – все это можно объяснять духовнику (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если находишь для себя болезнь полезной, которая тебе служит орудием смирения, то не лечись у докторов, а проси почаще: «Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость и устрой полезное о мне» (прп. Иосиф, 19).
* * *
Мальчика Стефана надо полечить чем-нибудь у доктора, а сперва надо Богу помолиться, да молебен отслужить, да, если можно, куда-нибудь к святым местам сходить. Господь поможет ему (прп. Иосиф, 19).
* * *
Рабу Божию Варвару да помилует и от болезни исцелит. Пусть молится и помощи просит у Пресвятой Богородицы. Пусть молебен Ей отслужит, а потом можно и полечиться у доктора (прп. Иосиф, 19).
* * *
Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение (прп. Никон, 21).