ЗЛОБА
Твои слова: «Я и сама вижу, что действие вражие, а не одолею помысла злобного», – оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения (прп. Лев, 20).
* * *
Ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не было вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения (прп. Лев, 20).
* * *
Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно в подобных выражениях: не знаю, что вам сказать, иногда – это не по моей части; иногда – это меня не касается; или – это выше меня, а иногда отвечать молча одним поклоном и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: стараться не видеть злобы человека. В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову и не знаем, какой кто получит конец, и в единонадесятый час пришедших Господь приемлет покаяние и таковым повелевает первым раздавать награды, а прежде пришедших упрекает, что в них око лукаво, яко Аз благ есмь (Мф. 20, 15)122. Всех Господь хочет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь и не выставляли свои заслуги, потому что все туне123 спасаемся благодатью Христовой (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
От злых помышлений и воспоминаний да избавит Господь. Потреба тут быть смирению, и самоосуждению, и призыванию помощи Божией (прп. Иосиф, 19).
* * *
Бог есть Любовь. И всякая злоба, какой бы благовидной причиной она ни прикрывалась, противна Ему. Противна она и мне (прп. Никон, 21).
* * *
Некого винить: злоба внутри нас (прп. Никон, 20).
* * *
В синодальном переводе: или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Туне – даром.