ЖИЗНЬ СОВМЕСТНАЯ
Мы слышали, что ты вышла от сестры опять в свою келью, напрасно это сделала – вы должны друг другу в скорби быть подпорой и утешением, да ты же и испытала вред, живши одна в келье (прп. Лев, 20).
* * *
Всегда имейте Бога помощника себе, не уповайте на свой разум и на свои силы, считайте себя последнейшими всех и между собой имейте любовь о Господе и смирение, да не будет между вами старшей, но каждая считай себя последней, и всех сестер считайте лучшими себя; не глядите ничьих пороков и не судите, то и мир Божий будет с вами! (прп. Макарий, 20).
* * *
В случае предложения ее поместиться тебе в начальнические кельи погоди соглашаться. Как сказал святой пророк: Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою (Притч. 25, 17), – возненавидит тебя, в купножитии111 скорее можно друг другу надоесть. Да и тебе особо112 жить будет покойнее, можешь иногда и поуединиться (прп. Иларион, 20).
* * *
Когда живем вместе, нам кажется все, что другая сторона более виновата или тем, что вперед лезет и высказывает свои требования, или тем, что будто не входит в дело и молчит, а иногда каким-то непонятным образом как бы стесняет нашу свободу. Когда же придется нам жить порознь, тогда ясно увидим, что каждый из нас сам свою тяготу несет, и сам ее или уменьшает, или увеличивает, и сам дает своему духу или свободу, или стеснение. Не вотще проповедует Православная Церковь: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится». Может быть, промыслительно так устрояется, что пожить вам с сестрой порознь для познания каждой своей немощи (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Спрашиваешь, не жить ли тебе со старой монахиней, чтобы спрашивать ее, как что делать, и с нею читать правило, и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны, и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относится, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, а ты относилась и относишься к моей худости – что же бы вышло из вашего купножития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообращении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать, и не живя со старицей: и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи и поучаться кротости, и смирению, и терпению (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Пишешь, что твой Ангел Хранитель в лице моем в каком-то храме подводил тебя к ликам древних преподобных и, заставив к ним приложиться, сказал: «Подражай им, но иди тише по стопам их, чтоб не знали другие». Святой Иоанн Лествичник пишет: «Живя вместе с другими, не отличайся от них наружно, а только отличайся одним смирением» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Не для того древние подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них по немощи человеческой и по наветам вражиим когдалибо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущего с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: «Ты сама о себе пекись, какое тебе до меня дело». В Евангелии сказано коротко и ясно: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Бог да поможет нам исполнять эти слова (прп. Амвросий, 20).
* * *
Kупножитие – совместная жизнь.
Особо – здесь: отдельно, обособленно.