ДРУЖБА
Ты пишешь: «Счет дружбы не теряет» – это мирская пословица. А духовное мудрование: «Твое и мое» – есть пекул95 лукавого, и это в отношении стяжательности и сребролюбия – корня всех злых, а у тебя, как и сама ты видишь, из другого смрадного источника истекают расчеты, из самолюбия и гордости, равно и у той тоже, а может, и другое. Все это дружбы не созидает, а разоряет. Советую сколько можно избегать мелких расчетов и тебе, и ей и не питать страсти сребролюбия, не желая быть обязанными друг перед другом. Это в полном смысле: «мир»! Сердечный мир и согласие дороже всех сокровищ мира, храните его больше, чем деньги и самолюбие (прп. Макарий, 20).
* * *
Для тебя товарищество нужно, но и тут в течение времени могут встречаться искушения, потому что оно и нужно, чтобы через сообращение ближних познать свою немощь и смириться, а смирение для нас очень нужно, ибо оно помогает и тем, которые борются с домашним врагом, и когда побеждаются от него, то явно, что предварила гордость, впрочем, брань эта так как естественная, то и необходима (прп. Макарий, 20).
* * *
Всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, а особенно (дружба) по страсти непрочна и разрушится (прп. Макарий, 20).
* * *
Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился. Худой, наверно, тот товарищ, который назирает96 жены и пиры, ибо вино и жены многих погубили (см. Сир. 31, 29), глаголет Писание. Блюди себя от таковых, ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабые и страстные, отвычка же трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части во страстях оных и жизнь свою кончили на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует Премилосерднейший Господь. Я уповаю, что дух страха Божия в вас есть, которым можете предохранить себя от греха и направлять к добродетели (прп. Моисей, 20).
* * *
По бытности здесь Д. П. беседовали с ним о пользе душевной. Я со своей стороны не одобрил его ужинов с компанией. Это должно тебе подтвердить и внушить, что таковые похлебства ведут к нарушению общего спокойствия обители и не упрочивают жизни занимающихся отдельным общением, которое святыми отцами весьма не одобрено. Святой Василий Великий в правилах общежития запрещает особые дружества. Господь да вразумит всех во благо и управит жизнь по намерению обрести Царствие Божие и спасти душу от наветов вражиих. Будем с помощью Божией поправлять себя и каждого, в чем должно, с великодушным ношением немощей немощных и упованием на Господа, исправляющего стопы человека (прп. Моисей, 20).
* * *
Сердечно жалею о том, что вы с А. М. не по-прежнему живете. Конечно, старинные друзья, как старое платье при новом не очень нарядно, но должно воображать, что оно прежде покоило нас и грело, потому презирать тех друзей, как старое платье, не должно, дабы и нашей ветхости кто не презрел (прп. Антоний, 20).
* * *
Чтобы быть покойной – не ищи ничьей дружбы! Сиди в своей келье, и та всему тебя научит! Всему, т.е. доброму. А чужие кельи учат всегда всякому злу (прп. Анатолий, 18).
* * *
Не сходись в близкую дружбу ни с кем, а когда от кого терпеть придется, то молись за обижающего. При всяком искушении повнимательней молись Иисусовой молитвой по четкам – и утешишься (прп. Иосиф, 19).
* * *
Старайся заниматься больше собой, не веди дружбы со многими, разве только с одной, и то духовной жизни (прп. Иосиф, 19).
* * *
Пекул – опека.
Назирать – наблюдать, надсматривать.