А.А. Половцов

Штейбельт Даниэль, пианист

Штейбельт Даниэль, известный пианист и композитор, родился в Берлине в 1764-м или 1765-м г., умер в Петербурге 20 сентября 1823 г. Отец Ш. был в Берлине фортепианным мастером. Выдающиеся музыкальные способности маленького Ш. обратили на него внимание прусского короля Фридриха-Вильгельма II, который поручил известному теоретику и ученому музыканту Кирхбергеру обучать Ш. игре на клавесине и контрапункту. Однако пылкий характер мальчика не давал возможности вести с ним строго последовательные музыкальные занятия. Дальнейших сведений о детстве Ш. мы не имеем. В 1788-м г., находясь в Мюнхене, молодой Ш. издал там свои первые четыре сонаты для фортепиано и скрипки. В следующем 1789-м г. он давал концерты во многих городах Саксонии и Ганновера, затем отправился в Мангейм, а в начале 1790 г. приехал в Париж. Ш. нашел здесь радушный приют у содержателя музыкального магазина Бойера, благодаря содействию которого нашел себе влиятельных покровителей при дворе. В Париже Ш. пришлось соперничать с знаменитым в то время пианистом Германом; при превосходстве последнего над Ш. в музыкальной технике, Ш. брал над ним верх выразительностью своей игры. Скоро известность Ш. распространилась в Париже и доставила ему много поклонников, среди которых одним из самых ревностных был граф Сегюр. Вскоре за тем Ш. сочинил оперу «Ромео и Юлия», либретто к которой было написано графом Сегюром. Отвергнутая в 1792 г. Академией музыки, эта опера в следующем году с блестящим успехом была поставлена на сцене театра Фейдо, с знаменитой Сцио в главной женской роли. При некоторых своих недостатках, к которым следует отнести длинноты, опера «Ромео и Юлия» заключает в себе много музыкальных картин, поражающих слушателя богатством мелодии и силой драматического чувства. Успех оперы еще больше увеличил известность Ш., и знатнейшие женщины Парижа добивались чести иметь его своим учителем, несмотря на его личные непривлекательные качества – невоспитанность, надменность, наклонность к грубым выходкам и капризам. Некоторые серьезные проступки принудили Ш. в 1798 г. покинуть Париж. Сначала он отправился через Голландию в Лондон, оттуда поехал в Гамбург, Дрезден, Прагу, Берлин и Вену, всюду давая концерты; везде его виртуозная игра встречала шумный успех, несмотря на некоторые отрицательные ее особенности (невыдержанность игры, злоупотребление tremolo, слабость левой руки). В этих же концертах Ш. выступил с изобретенными им новыми формами музыкальных произведений, фантазиями с вариациями, рондо и вакханалиями (в последних двух родах музыки ему аккомпанировала жена на тамбурине). В конце 1800 г. Ш. вернулся в Париж и там, между прочим, под его управлением, в зале «Оперы», была исполнена оратория Гайдна «Сотворение мира»; партитура этой оратории была привезена Ш. из Вены, прозаический же перевод ее был положен на стихи Сегюром. В 1802 г. на сцене «Оперы» был поставлен балет «Хитрость Зефира», музыка к которому была написана Ш. Около этого же времени Ш. снова отправился в Лондон, где дал два блестящих концерта, а также написал музыку к двум балетам «Красавица молочница» и «Суд Париса», поставленным с большим успехом на сцене Королевского театра. Здесь же Ш. издал несколько своих мелких произведений, не отличавшихся музыкальными достоинствами. В начале 1805 г. Ш. возвратился в Париж, где издал большое количество своих фантазий, рондо, этюдов и свою «Методу» с шестью сонатами и многими экзерсисами. В начале 1806 г. Ш. поставил на сцене «Оперы» свою интермедию «Торжество Марса», написанную по случаю возвращения Наполеона после битвы при Аустерлице, а затем стал готовить большую оперу в трех актах «Вавилонская Царевна». Опера эта была уже окончена и назначена к представлению, но в октябре 1808 г. Ш. неожиданно уехал в Россию. Во время этого путешествия он по дороге давал концерты во Франкфурте, Лейпциге, Бреславле и Варшаве. По приезде в Петербург, Ш. был назначен капельмейстером тогдашней французской оперы, на место Боэльдье. В Петербурге Ш. написал оперы:»Сандрильона» и «Саржина», обе в трех актах, переделал партитуру «Ромео и Юлия» (эта опера долго была одной из любимейших и в течение многих лет с неизменным успехом шла на петербургской сцене), а также поставил на сцену «Вавилонскую Царевну». Есть основание предполагать, что Ш. со дня своего приезда в Петербург и до смерти не покидал его, лишь изредка отправляясь для концертов в Москву. Последнее время своей жизни Ш. посвятил сочинению оперы «Суд Мидаса», но умер, не окончив ее. Музыкальные произведения Ш. для сцены не были напечатаны; вышли только отдельные арии, аранжированные для фортепиано; из менее крупных его произведений были напечатаны, часто во многих изданиях, квартеты для двух скрипок, альта и баса, концерты для фортепиано, сонаты-трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано со скрипкой и для одного фортепиано, огромное количество попурри, фантазий и рондо, несколько тетрадей вальсов, маршей и вакханалий, мной романсов и т. д. Обстоятельный список произведений Ш. приведен у Fétis (см. ниже).

F. I. Fétis: «Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique». – C. К. «Штейбельт» («Репертуар и Пантеон» 1846 г., том XIV, отдел «Философия и история музыки», стр. 329–337). – P. Larousse: «Grand dictionnaire universel du XIX siècle». – B. Морков: «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 г.», С.-Петербург, 1862 г., стр. 71. – П. Д. Перепелицын «История музыки в России с древнейших времен до наших дней», С.-Петербург, 1888 г., стр. 135, 141, 147, 154. – «Русский энцикл. слов». Березина. – «Справочный энциклопедич. словарь» К. Крайя. – В. О. Михневич «Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении», С.-Петербург, 1879 г., стр. 325.

Комментарии для сайта Cackle