А.А. Половцов

Ставассер, Петр Андреевич

Ставассер, Петр Андреевич, скульптор, родился в Петербурге 30 октября 1816 г., умер в Риме 25 апреля 1850 г. Еще в попытках С. в раннем детстве лепить из глины обнаруживались его способности к скульптуре. В 1827 г. поступил в число воспитанников Императорской академии художеств. Здесь он сначала занимался архитектурой, а затем избрал своею специальностью скульптуру, которой обучался у С. И. Гальберга. Последний, полюбив С. и оценив его несомненный талант, уделял особенное внимание занятиям с ним. В 1831 г., по случаю преобразования академии, С. попал в число исключенных из нее учеников, но затем, по ходатайству ректора академии И. П. Мартоса, был снова принят в нее. С течением времени успехи С. в скульптуре становились все заметнее. В 1835 г. он получил малую серебряную медаль за вылепленную натуру, в 1837 г. – малую такую же медаль за вылепленную круглую фигуру и большую серебряную – за фигуру, изображающую слушающего юношу, в 1838 г. – малую золотую медаль за барельеф: «Давид, играющий перед Саулом на арфе». Во всех, даже в обычных классных работах С. было всегда нечто гораздо большее, чем безукоризненное ученическое исполнение: на всем лежала печать невыработанного, но несомненно значительного и оригинального таланта. Когда знаменитый К. П. Брюллов впервые увидел лепную работу С. в натурном классе, то, обратясь к дежурным профессорам Егорову и Гальбергу, сказал: «Поберегите этого мальчика, он принесет честь академии». После смерти Гальберга (в 1839 г.) С. особенно близко познакомился с К. П. Брюлловым, дававшим ему немало художественных советов; вступив затем в дружеские отношения с семейством С. и часто бывая у них, Брюллов и в частных беседах не упускал случая говорить с С. по вопросам искусства и, несомненно, имел влияние на развитие художественного таланта молодого скульптора.

В 1839 году С. окончил курс академии со званием художника 14-го класса и большою золотою медалью, присужденною ему за статую «Молодой удильщик» (бронзовый экземпляр этой статуи находится в Петергофе, на Царицыном островке); за эту же статую ему была присуждена академией и другая золотая медаль, установленная для отличившихся в экспрессии. Статуя «Молодой удильщик», выставленная на академической выставке 1839 года, обратила на себя всеобщее внимание простотой идеи, грацией и жизненностью изображения и мастерской лепкой, доставить С. значительную известность. Большая золотая медаль при окончании курса академии дала С. право на путешествие за границу на казенный счет. В ожидании этой поездки, он вместе со своим товарищем по академии A. A. Ивановым исполнил памятник Ф. С. Щедрину (в Сорренто) по эскизу, оставшемуся после смерти Гальберга, вылепил барельеф для церкви академии художеств: «Ангел, возмущающий воду», изготовила, также по эскизу Гальберга, огромную фигуру музы Клио для памятника Карамзину в Симбирске, работал над эскизом фронтона для Исаакиевского собора: «Сл. Исаакий благословляет императора Феодосия» (обе последние работы – также в сотрудничестве с А. А. Ивановым) и сделал бюсты-портреты своей сестры, ребенка князя С. П. Голицына, графини Зубовой, г-жи Бек. В 1841 г. С. отправился за границу и поселился в Риме, совершая оттуда кратковременные экскурсии и в другие места Италии. В Риме он сделал бюсты архитектора Эпингера, генерала Раевского, графа Виельгорского, статую «Молящийся ангел» для князя С. П. Голицына (давшую ему в 1845 г. звание академика), бюст Каина; занимался эскизами для работ к храму Христа Спасителя в Москве, по поручению К. А. Тона (ангелы над арками и огромный барельеф «Давид вручает чертеж храма Соломону»); выполнил фигуру русалки (мраморный экземпляр находится в музее Императора Александра III в Петербурге) и известную группу «Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию» (там же). Группа «Нимфа и Сатир» – лучшее произведение С. В ней с особенною ясностью проявились положительные черты художественных произведений С.: замечательная грация и благородство форм, красота постановки фигуры, глубокая жизненность, как в общем, так и в частностях, плавность и мягкость линий. Эта группа окончательно упрочила за С. репутацию талантливого скульптора. В Эмсе, куда позже отправился С., он сделал бюст своего товарища-живописца Штернберга с портрета (1847 г., находится в музее Императора Александра III) и небольшую фигуру вакханки (1848 г.). Произведения С. давали основание ждать многого от него в будущем, но ранняя смерть унесла этот талант в самом начале его развития. В 1847 г., во время бывшего в Риме наводнения, С. схватил сильную простуду, следствием которой была чахотка, притом в острой форме. Поездка для лечения в Эмс принесла ему некоторое временное облегчение, но затем развитие болезни пошло быстрыми шагами, и в апреле 1850 г. С. скончался, на 34 году жизни. Как человек, С. отличался замечательной мягкостью характера, глубокою впечатлительностью, прямотою, бескорыстием в житейских делах и благородством во всех отношениях; во время пребывания в академии художеств он пользовался горячею привязанностью товарищей.

Кроме живописи, С. глубоко любил музыку, которою начал заниматься еще в стенах академии. В последней находится бюст С. работы известного Делаведза, с которым С. связывала самая тесная дружба, начавшаяся еще на школьной скамье и продолжавшаяся до самой смерти С.

В. Т-н, «Петр Андреевич Ставассер», «Северн. Цветы», 1857 г., № 3, стр. 1–7, № 5, стр. 1–4. – H. Рамазанов, «Петр Андреевич Ставассер», «Русский Вестник», 1863 г., том XLIII, № 1, стр. 205–252. – «К портрету Π. А. Ставассера», «Русский Художественный Листок», 1852 г., № 26. – П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования», СПб. , 1864–1866 гг., – «Рыбак, статуя Ставассера», «Иллюстрированная Газета», 1866 г., том XVIII, стр. 356 – А. П. Новицкий, «История русского искусства», М., 1899–1903 гг., – «Каталог художественного отдела русского музея Императора Александра III», СПб. . 1899 г. – Энциклопедическ. словарь Брокгауз-Ефрон, т. 31, СПб. , 1903 г.

Комментарии для сайта Cackle