Ростислав Рюрикович, князь Киевский
Ростислав Рюрикович, князь Киевский; сын Рюрика II Ростиславича шурин Романа Галицкого. Родился 4-го октября 1172 года в городе Лучине (ныне Люцин, Витебской губ.) и наречен был в крещении Михаилом. На месте того дома, где он родился, отец его поставил церковь во имя св. Михаила. Ростислав княжил сначала в Белгороде; там он женился, в 1187 году, на второй дочери Всеволода III большое Гнездо – Верхуславе или Антонии, имевшей в то время 8 лет. По описанию летописца, свадьба эта была одною из редких в то время по великолепию. «Посла же (Всеволод) с нею (невестой) сестричича своего Якова с женою и иные бояре с женами. Приведоша ю в Белгород на Ефросинин день, а заутре Богослова венчана у св. Апостол в деревянной церкви блаженным Епископом Максимом. Сотвори же Рюрик Ростиславу велми силну сватбу, яка же не была в Руси, и быша на сватбе князи мнози, за 20 князей. Сносе же своей дал (Рюрик) многы дары и город Брягин, тако ж и свата с бояры отпусти в Суждаль, дары многими одарив». В 1189 году князь Роман Галицкий, будучи изгнан из Галича Венграми, обратился за помощью к Рюрику Ростиславичу, княжившему в то время в Овруче, и просил тестя отпустить с ним Ростислава для завоевания Галича. Рюрик согласился. Поход, однако, был неудачен: отправленный Романом передовой отряд был разбит наголову Галичанами и Венграми под городом Плеснеском, что заставило Романа прекратить поход и отпустить Ростислава домой.
С 1190 года Ростислав стал принимать участие в борьбе отца своего, действовавшего в союзе с великим князем Киевским Святославом, с половцами. Так, в 1190 году осенью Ростислав с дружиной весь сторожевую службу в городе Торческе, на Поросьи, где он ожидал половцев, предпринявших поход на Русь; половцы взяли город Чурпаев и хотели идти к другому городу – Боривому, но, услыхав, что Ростислав находится в Торческе, возвратились к своим становищам и стали предпринимать отсюда мелкие набеги на различные места по реке Роси. Ростислав остался в Торческе зимовать; зимой к нему явились «лучшие люди» из черных клобуков и просили о помощи в борьбе с половцами. Великий князь Святослав находился в это время за Днепром, а князь Рюрик – в Овруче, почему Ростислав Рюрикович решился самостоятельно сразиться с половцами, пригласив на помощь лишь князя Ростислава Владимировича (сына Владимира Мстиславича). Соединившись с черными клобуками, он внезапно напал на половецкие вежи, захватил жен, детей и стада. Половцы, услыхав, что вежи взяты, поднялись за Ростиславом и настигли его. Ростислав, однако, не испугался того, что половцев много, и велел молодым стрельцам своим начать дело. Половцы стали было перестреливаться с ними, но когда увидели знамена самого Ростислава, то обратились в бегство, причем русские стрельцы и черные клобуки взяли до 600 пленных.
Такой успех побудил черных клобуков осенью 1192 года, когда половцы предприняли новое нашествие на их землю, обратиться к князю Рюрику с просьбой отпустить сына в поход против половцев, но Рюрик, желая сохранять с половцами мирные отношения, на это не согласился, а осенью следующего, 1193 года посылал даже Ростислава к ханам лукоморских половцев с приглашением для заключения полного мира в г. Канев. Ростислав привез ханов, но переговоры ничем не закончились вследствие несогласия на мир половцев-бурчевичей и нежелания великого князя Святослава Киевского мириться с одной лишь частью Половецкой земли, а не со всею землею.
Зимой того же 1193 года черные клобуки вновь обратились к Ростиславу Рюриковичу с просьбой предпринять поход на половцев. Ростислав, находившийся в это время в Чернобыле, тайно от отца отправился к дружине в Торческ, пригласил на помощь двоюродного брата Мстислава Мстиславича, княжившего в Триполье, и выступил против половцев. Перейдя речку Ингулу, он захватил половецкие сторожевые дозоры и, узнав, что половцы находятся на Русской стороне Днепра, на расстоянии дня пути, напал на них на рассвете и взял огромную добычу.
Слава об этом удачном походе разошлась далеко, и тесть Ростислава, Всеволод III пригласил к себе зятя с женой. Ростислав привез в Суздаль взятые у половцев трофеи, прожил там с женой всю зиму и к весне возвратился в Белгород с богатыми подарками.
В 1194 году скончался князь Киевский Святослав Всеволодович, и Киевский стол при содействии Всеволода III, перешел к Рюрику Ростиславичу. По этому поводу происходили торжества и задавались пиры у Рюрика – в Киеве, брата его Давида – в Смоленске и у Ростислава Рюриковича – в Белгороде. Однако в скором времени начались недоразумения у Рюрика с Всеволодом III, недовольным тем, что Рюрик отдал города по реке Роси зятю своему Роману, и Рюрик, чтобы умилостивить сильного князя Суздальского, передал в 1195 году Поросье в распоряжение последнего. Всеволод отдал лучший из городов Порочья – Торческ Ростиславу Рюриковичу. Это вызвало крайнее неудовольствие со стороны Романа, который после этого соединился с князьями Ольговичами и начал с тестем своим долгую борьбу. Ростислав Рюрикович поддерживал отца и в 1196 году опустошил около Каменца часть принадлежавшей тогда Роману Волынской области.
В 1197 году скончался князь Владимир Галицкий. Жители Галича обратились к Рюрику с просьбой дать им на княжение Ростислава, но Роман, услыхав об этом, соединился с поляками и венграми и пошел походом на Галич. Это заставило галичан, не получивших, к тому же, от Рюрика ответа, принять к себе на княжение Романа.
После этого – до 1203 года, надобно думать, Ростислав оставался князем Белгородским, хотя в летописи имеется одно указание на то, что он проживал в Вышгороде; именно, под 1198 годом показано, что у Ростислава родилась дочь Евфросиния, «и бысть радость велика во граде Киеве и в Вышегороде». Указание это, однако, очень сомнительно, так как Вышгород входил в область Романа Галицкого, находившегося тогда в силе, и вряд ли мог быть отдан сыну врага. Скорее всего здесь можно предположить ошибку переписчика, знавшего, что Ростислав был впоследствии князем Вышгородским, и поставившего в данном месте слово «Вышгород» вместо «Белгород».
Под 1200 годом мы встречаем Ростислава присутствующим на пире в Выдубецком монастыре по случаю окончания постройкой новой каменной монастырской стены, а под 1201 годом – гостящим в Переяславле у шурина своего – князя Ярослава Всеволодовича; оттуда, по словам летописи, он поехал в Триполье, где находились в это время отец его и Роман, бывшие тогда в мирных отношениях. В 1203 году вновь возгорелась борьба между Рюриком и Романом; последний захватил тестя в плен вместе с женой и сыновьями, велел постричь в монашество Рюрика, его жену и дочь – свою жену, с которой он разошелся, а сыновей Ростислава и Владимира забрал с собою в Галич. Однако ввиду заявленного Всеволодом III Суздальским протеста Роман, из боязни перед Всеволодом, должен был отпустить сыновей Рюрика, город же Киев предоставить в распоряжение Всеволода. Последний тогда посадил в Киеве на княжение Ростислава Рюриковича.
Княжение Ростислава в Киеве продолжалось до смерти Романа Галицкого, то есть до 1205 года. Узнав о смерти Романа, Рюрик снял схиму и вновь объявил себя князем Киевским вместо сына, которого послал с дружиной на владения Романа Галицкого. В этом походе Ростислав захватил город Вышгород, изгнав оттуда князя Ярослава Владимировича, и стал там княжить. Оттуда он ходил на помощь Рюрику в походах последнего в 1206 и 1207 годах на Галич и на Киев, когда последний был захвачен князем Всеволодом Чермным.
В 1210 году князь Ростислав был приглашен на княжение в Галич, но в следующем же году был оттуда галичанами изгнан и возвратился в Вышгород, где и княжил до самой смерти.
Скончался он в 1218 году.
Карамзин, История Государства Российского, изд. 1892 г., т. III, стр. 44, 51, 58, 62, 69, 76, прим. 12, 74, 77, 80, 89, 104, 110, 115, 118, 135, 163, 155; Соловьев, История России с древнейших времен, изд. 2-е, т. I, стр. 537, 540, 542, 548, 552, 558, 562, 638, 639, 640; В. Татищев, История Российская, т. II, стр. 283; Полное Собрание русских летописей, т. I, стр. 171, 179, 180; т. II, стр. 107, 136, 137, 140–145, 149, 152, 153, 313, 321, 323–326, 328–330, 334; т. VII, стр. 101, 103, 103, 109, 112, 113, 116, 117, 125, 234.