Родиславский, Владимир Иванович
Родиславский, Владимир Иванович, основатель Общества Русских драматических писателей, писатель; сын дворянина Костромской губ., родился 28 февраля 1828 года в Москве, умер там же и 20 июня 1885 г.; погребен в Донском монастыре. Образование получил в Московском дворянском институте и на юридическом факультете Московского университета, где окончил курс в 1848 году со степенью кандидата. В бытность студентом он близко познакомился с семейством известной в то время артистки Императорских московских театров П. И. Орловой, у которой часто собирались любители театрального искусства; обращение в таком обществе много способствовало развитию у Родиславского любви к театральному делу; находясь еще в Университете, он перевел пьесу «День из жизни художника», которую и поставил на Московской сцене в декабре 1847 года.
Окончив образование, Родиславский поступил, в декабре 1849 года, на службу в Канцелярию Московского гражданского губернатора и был редактором неофициальной части «Московских Губернских Ведомостей», в которых поместил множество статей своих; чувствуя влечение к театру, он с самого выхода из Университета не переставал хлопотать о поступлении на службу при театре; однако, это ему долго не удавалось и только в августе 1859 года ему посчастливилось поступить небольшим чиновником в Контору московских театров. Оставив тогда же службу по Министерству внутренних дел, он с энергией отдался любимому делу и прослужил при театре до 1866 года, когда вышел в отставку, но вскоре, в 1867 году, поступил на должность правителя Канцелярии Московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова; здесь пробыл он до 1883 года, дослужился до чина действительного статского советника и по болезни окончательно вышел в отставку.
Родиславский был страстным любителем театрального искусства; он любил атмосферу театра, все знал в нем и всем интересовался, это был живой справочный лексикон Московского театра. Он обладал удивительной памятью, и за целое двадцатипятилетие помнил все, относящееся к театральной жизни: он мог сказать, в каком году была поставлена такая-то пьеса, кто в ней играл, какие сменялись актеры в ролях, кто был автором, переводчиком пьесы. В театре, где его постоянно можно было видеть, он не уставал и не скучал. Особенно любил он Мольера и Шекспира, и эта любовь к ним доходила до крайности: ему все равно было, в каком исполнении их видеть, в хорошем или дурном. Часто выступал он и в качестве актера на любительских спектаклях, а также писал пьесы, из которых многие имели успех, а некоторые, как, напр., водевиль «На хлеб и на воду», и до сих пор не сходят со сцены; занимался он и переводами с иностранных языков, писал критические заметки об актерах и пьесах. В области драматургии ему принадлежит скромное место, но он выделялся на поприще критики: он всегда делал верную характеристику актера и правильно оценивал его игру. Главная же заслуга Родиславского, увековечившая его имя, это – основание в 1874 году, вместе с А. Н. Островским, Общества русских драматических писателей, достигшего вскоре полного расцвета и служащего гарантией авторских прав от эксплуатации антрепренеров. В осуществление этого дела он вложил всю свою душу и не оставлял его до самой смерти, давая ход полезным, касающимся его развития мероприятиям и пользуясь для этого своим служебным положением в центре Московского управления. 10 лет он состоял секретарем Общества, выработал для него практический Устав, и только болезнь заставила его перейти, в 1884 году, в члены Наблюдательного Комитета, причем, ценя его труды, Общество назначило ему пожизненную пенсию в 1500 руб. в год. С 10 марта 1871 г. он был действительным членом Общества Любителей Российской словесности при Московском университете, где читал сообщение о комедии Гоголя «Владимир 3-й степени», перевод Мольерова «Дон-Жуана», и, в 1875 г., «Воспоминания о M. E. Kyблицком».
Родиславскому принадлежат следующие труды: «Руководство к математической географии, сочинение Дистервега», перев. с немецкого, М. 1845 г., с 41 литографированным рисунком; этот, первый труд выполнен им в компании с тремя институтскими товарищами; «Обзор деятельности Московского Театра» («Репертуар и Пантеон») 1845 г., т. XI, кн. 7 и 8; «Стрельцы» – «Москвитянин» 1850 г., I, стр. 15–40; «О полевой службе во времена царей Московских» («Московские Губернские Ведомости» 1850 г., № 21); «Несколько исторических известий о Сокольниках» (там же, № 23); «Лев и крыса», драматическая басня в одном действии, сочин. Левеня и Вернона, перевод с французского («Пантеон» 1854 г., кн. 9); «Аграфена Тимофеевна Сабурова», биографический очерк («Пантеон» 1855 г., т. XXIII, кн. 9); «Лукавый попутал», рассказ (там же, кн. 11); «Весенние и летние праздники поселян Московской губернии» («Московские Ведомости» 1856 г., №№ 41 и 42); «Алексей Николаевич Верстовский», биографический очерк, с портретом («Детский Журнал» 1859 г., кн. 3); «Шекспир в русских переводах» (там же, кн. 6); «Об Обществе Любителей Русского театра» («Московский Курьер» 1861 г., № 95); «Сергей Васильевич Васильев», Материалы для биографий («Московские Ведомости» 1862 г., №№ 130–132; отдельный оттиск: М., 1862 г., 18 стр.); «О новой постановке комедии: «Горе от ума» на Московской сцене» («Наше Время» 1863 г., № 70); «Было да прошло», комедия в четырех действиях, переделанная из пьесы Вольфсона: «Nur eine Seele») («Русская Сцена» 1864 г., кн. 2); «Русские переводы Шекспира» («Театральные Афиши» 1864 г., 11 апреля); «На хлеб и на воду», шутка-водевиль в одном действии («Русская Сцена» 1865 г.); отдельные издания: СПб. 1865 г., М. 1873 и 1878 гг.; «Материалы для биографии Корнилия Николаевича Полтавцева» («Антракт» 1866 г., № 22); «Варвара Васильевна Бороздина, актриса Московского театра», некролог (там же, № 41); «Евгений Макарович Семенов, секретарь при Дирекции Московских Театров», некролог (там же, № 50); «Аграфена Тимофеевна Сабурова, бывшая актриса Московского театра», некролог (там же, 1867 г., № 5); «Н. В. Верстовская-Репина», некролог («Современная Летопись» 1867 г., № 45); «Древнейшая летопись русского театра» («Русский» 1868 г., № 19); «Федор Григорьевич Волков» («Русский Вестник» 1869 г., кн. 6); «Об авторских правах на сценические произведения» («Русский Вестник» 1870 г., кн. 8); «О комедии Гоголя: «Владимир 3-й степени» («Беседы в Обществе Любителей Российской словесности», М. 1871 г., вып. 3, стр. 136–140); «Дон-Жуан, комедия в 5 действиях Мольера», перев. с французского (там же, стр. 175–243); отдельное издание: М. 1871 г.; «Мольер в России» («Русский Вестник» 1872 г., кн. 3, стр. 38–96); «Пров Михайлович Садовский. Материалы для его биографии» («Русский Вестник» 1872 г., кн. 7); «Неизданные пьесы А. С. Грибоедова» («Русский Вестник» 1873 г., кн. 9 и 10); «Сумасшествие от любви», драма в пяти актах, перев. с испанского («Русский Вестник» 1874 г., кн. 12); «Щука востра, а не съест ерша с хвоста», комедия в четырех действиях, переделанная с французского, СПб. 1875 г., 114 стр. (литографированное издание); «Шрам на голове русского артиста – Николая Матвеевича Никифорова» («Русский Архив» 1876 г., кн. 9); «Несколько слов о Марье Дмитриевне Львовой-Синецкой» («Русский Мир» 1876 г., № 13); «Екатерина Николаевна Васильева», биографический очерк («Московское Обозрение» 1877 г., № 18); отдельное издание, М. 1878 г., 26 стр. с портретом; «К истории русской оперы» («Русский Архив» 1878 г., кн. 7); «Жан-Батист Поклен-Мольер» («Театральная Библиотека») 1879 г., кн. 3 и 4); «Московские театры доброго старого времени» (Из воспоминаний) – «Ежегодник Имп. Театров», сезон 1900–1901 гг., прил. кн. 2, стр. 1–31. Помимо этих, напечатанных трудов, Родиславскому принадлежат еще пьесы, игравшиеся в театрах Москвы и Петербурга, но не напечатанные: «Расставание», три картины из крестьянского быта (представлено на сцене Московского Малого театра 18 января 1854 года); «Жертва отчизне», драма (1855 г.); «Беда быть таким», переводной водевиль (1855 г.); «Горе и радость», переводная комедия (1858 г.); «Старый капрал», переводная драма (1859 г.); «Слепой», переводная драма (1860 г.); и «Ворожея», переводная драма (1863 г.). Кроме сотрудничества в периодических изданиях, В. И. Родиславский был еще редактором (1850 г.) «Московских Губернских Ведомостей».
«Библиограф» 1885 г., № 8, стр. 32; «Газета Гатцука» 1885 г., № 25, стр. 399; «Дневник писателя», изд. Аверкиевым, 1885 г., № 9, стр. 305–306; «Исторический Вестник» 1885 г., кн. 8, стр. 423; 1894 г., кн. 3, стр. 674–676; «Суфлер» 1885 г., № 45; «Московские Ведомости» 1885 г., № 207; «Новь» 1885 г., кн. 17, стр. 332; «Радуга» 1885 г., № 27, стр. 578; «Театральный мирок» 1885 г., №№ 25 и 26; «Церковный Вестник» 1885 г., №№ 25 и 26; «Всеобщий Календарь» на 1886 г., изд. Гоппе, стр. 502; Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей». Вып. V, СПб. 1889 г., стр. 128–130 и вып. XI, стр. 230; «Пчела» 1878 г., № 17 (с портр.); «Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете», M. 1911, стр. 241–242; Московский Некрополь, т. III, СПб. 1908, стр. 25; «Русск. Арх.» 1876 г., кн. III, стр. 128.