А.А. Половцов

Источник

Павел, преподобный Комельский (Обнорский)

Павел, преподобный Обнорский, реже называемый Комельским (от рек Обноры и Комели), подвижник и отшельник XIV–XV вв. Он родился в Москве в 1317 г., при Московском удельном князе Юрии Даниловиче; скончался на реке Обноре в 1429 г., 10 января, когда и празднуется его память. Богатый по происхождению, хорошо образованный, он с ранних лет увлекался примерами подвижников. В 1338 г., принуждаемый вступить в брак, он бежал от родителей и постригся в монахи в Христорождественском монастыре на Волге (в нынешней Ярославской губ.). Проведя в этом монастыре несколько лет и уже здесь обратив на себя внимание своей аскетической жизнью, Павел удалился для дальнейшего усовершенствования к преп. Сергию, в Радонежские леса, где продолжал подвижничество сначала среди братии, затем – в полном отрешении от общества, в уединенной келии, из которой не выходил в продолжение 15-ти лет. После этого, получив в благословение от преп. Сергия медный крест, он отправился на север, за Волгу. Здесь он провел много лет в странствованиях по лесам и скитам отшельников и наконец основался в Комельских лесах, расположенных по рекам Комели, Грязовице, Нурме и др. Прожив 3 года на берегу реки Грязовицы в дупле липы, Павел удалился в тогдашнюю Обнорскую треть, к реке Нурме (теперь Грязовецкий уезд Вологодской губ.). Замечательные подвижнические труды его прославились в окрестностях и собрали вокруг него многих подражателей; необходимость дать правила жизни этой братии побудила Павла отправиться в Москву к митрополиту Фотию с просьбой о благословении на устройство монастыря; благословение это, хотя не сразу и то только благодаря особому видению Фотию, было дано ему, и в 1414 г. пустынь была основана. Через несколько лет в ответ на грамоту Павла, до нас не дошедшую, митрополит Фотий прислал (1420 г.) благословение на устройство монастыря и освящение церкви с изложением правил монастырской жизни (см. «Акты Исторические», I, № 257, и «Русс. Историч. Библиот.», VI, № 57). Первым игуменом Спасо-Обнорского монастыря был Алексий, ученик Павла и Сергия Нуромского, ближайшего друга и духовника его, жившего в тех же Обнорских лесах. Сам он и по основании монастыря продолжал жить в уединенной келье и лишь изредка приходил в обитель. Он канонизирован Собором 1547 г.; в окружной грамоте митрополита Макария на Вологду и Белоозеро читаем: «Уставили есмя ныне праздновати новым чудотворцом в Русс. земли, что их Господь прославил многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения... пети и праздновати повсюду генваря в 10 день преп. Павлу Обнорскому новому чудотворцу» (см. «Акты Археографической Экспедиции», I, № 213). Без сомнения, неофициальное признание Павла за святого существовало гораздо ранее. Канонизация 1547 г. имела ближайшей причиной нахождение нетленных мощей его при копании рвов для постройки новой каменной церкви над его гробом. Через год после канонизации была составлена служба новому святому (см. также «Устав церк. обрядов, совершавшихся в Моск. Успенском соборе» около 1634, в «Русс. Историч. Библиот.», III, 51). Мощи его находятся под спудом в Павло-Обнорском третьеклассном монастыре (Грязовского уезда Обнорской волости, в 15 вер. от уездного города Грязовца); там охраняются до сих пор: дупло, в котором жил Павел, его колодезь и крест, данный ему преп. Сергием (последний описан и изображен в «Известиях Археолог. Общ.», 1861, 142, в ст. Суворова, и в «Древн. памятниках русс. письма и языка» И. Срезневского, во 2-м изд., стр. 269–270). Приведенные здесь биографические данные о преп. Павле дает житие его, написанное неизвестным лицом через сто с лишком лет по его смерти (около 1546 г.); составленное, вероятно, главным образом на основании рассказов только второго поколения монахов, оно заслуживает, хотя не безусловно, но все-таки в значительной степени, внимания историка. По своему составу списки жития этого святого могут быть подразделены на три вида: 1) древнее (житие Павла и повесть об Алексии), 2) дополненное сказанием о чудесах Павла и 3) соединенное с повестью о разорении мон-ря татарами в 1538 г. Описание наружности святого – в «Сводном иконописном подлиннике», по списку Филимонова XVIII в., под 10 янв. (в «Вестн. Общ. древне-русс. искусства», стр. 79).

Верюжский «Преп. Павел Обнорский» и «Вологод. святые», Вологда, 1879; Пухидинский «Преп. Павел Обнорский, Вологод. чудотвор.» («Вологод. епарх. ведом.» 1870, приб., № 1); Евгений «Краткое сведение об угодниках Божиих по Вологод. губ.» (там же, 1864, приб., № 1); Н. Суворов «Описание Павло-Обнор. мон.» (там же, 1866, приб., 99); «Вологодск. Старина» 1890, 258 и след.; Эристов «Словарь историч. о святых», 1836 и 1862; Муравьев «Жития святых», январь, 151–174; Филарет «Русс, святые», 1882, январь, 41–52 (с неверн. указанием, что Павел монашествовал в Кирилло-Белоз. мон., ибо это могло быть лишь до 1389 г., а монастырь основан в 1397 г.»); «Книга глагол. Описание о росс. святых», с дополн. гр. М. Толстого, № 248, в «Чтениях» 1887, кн. 4; Леонид «Св. Русь», № 297 (кратко); Амвросий «История росс. иерархии», V, 428 и след.; Карамзин, IX, пр. 87 (Рукописн. книга Волоколам. мон.); Ундольский «Библиограф. розыскание»,1846, 70; Ключевский «Древнерусс. жития святых», 271 и сл., 378; Сергий «Св. Восток», II, II, 10; «Библиологич. Словарь» П. М. Строева, под ред. А. Ф. Бычкова, 340–341 и 405–406.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle