А.А. Половцов

Никитин, Роман Никитич

Никитин, Роман Никитич, придворный орнаментальный живописец при Петре I и его преемниках. Род. в. 1691 г. и был младшим братом живописца Ивана Никитича Н., ум. в конце 1753 или в начале 1754 г. Отправленный Петром в 1716 г. за границу вместе с братом, он был с ним в Венеции и во Флоренции, где занимался под руководством Рети, а затем, с 1719 г., во Франции, в Париже, где работал под руководством знаменитого Ларжильера. Как пенсионер императора, Роман Н. получал по 200 рублей в год.

В Россию Н. возвратился в конце 1720 или начале 1721 г. Назначенный согласно своему желанию на службу в Москву, H. участвовал в у крашении живописью триумфальных ворот, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, а потом имел немало работ для церквей; до 1732 г. он жил в Москве, занимаясь, как кажется, больше орнаментальной живописью. Кисти Н. принадлежит портрет баронессы Марии (Вассы) Яковлевны Строгоновой. Вероятно также, что он писал портреты всей семьи Строгоновых, между прочим, и портрет барона С. Гр. Строгонова, приписываемый также его брату Ивану. В феврале 1731 г., когда стали распространяться враждебные Феофану Прокоповичу памфлеты и житие, оказалось, что и Роман Никитин был виновен в распространении «возмутительных тетрадей», ибо давал читать «житие Феофана» отцу своему духовному. Позванный к допросу, Н. показал, что ему тетрадь дал двоюродный брат его, иеродиакон Троицкого подворья Иона, тем не менее, он был взят «под караул». Была взята под караул и жена его. Хотя при обыске у Романа Никитина не было найдено ничего, что доказывало бы его виновность, однако, ему пришлось разделить печальную участь его братьев.

После долгого процесса, 5-го ноября 1737 г. был утвержден доклад Тайной Канцелярии, которым определялось Романа Никитина послать в Сибирь, с женой его, на житье вечно за караулом. Живя в Сибири, в Тобольске, Н., по-видимому, продолжал заниматься живописью, и – по догадке П. Н. Петрова – в Сибири можно найти немало картин его работы. Освобожденный указом Правительницы, принцессы Анны Леопольдовны, от 22 апреля 1741 г., из Сибири H. прибыл в Москву в конце этого года и был немедленно введен во владение как своим имуществом, так и имуществом брата его Ивана, скончавшегося по пути из ссылки, а именно двухэтажным каменным домом на Тверской улице.

По вступлении на престол Императрицы Елисаветы Петровны, Н. был определен по-прежнему в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новопоставленной церкви в Московском Златоустовском монастыре. По-видимому, работами подобного рода Н., живя в Москве, продолжал заниматься до самой смерти, последовавшей в 1753 или начале 1754 г. Около того же времени умерла и жена его – Мариамна Петровна. Сын его Петр был архитектором и в 1755 г. имел чин капитана.

П. Н. Петров «Русские живописцы – пенсионеры Петра Великого». («Вестник изящных искусств», т. I, вып. 1 и 2. СПб., 1883); Ж. Чистович, Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868 г. А. П. Новицкий, «История русского искусства». М., 1899; «Сборник Императорского Русского Исторического Общества», т. СIV; A. Сомов «Картинная Галерея Императорской Академии Художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи. СПб., 1872.

Комментарии для сайта Cackle