издательство П.П. Сойкина

Источник

Книжники

Книжники – означает вообще людей, имевших какое-нибудь касательство к книгам, в частности же это суть исследователи закона и учители народа со времени Ездры до заключения талмуда; продолжая труды Ездры, книжники закончили свою работу в III в. до Р. Хр. Книжники известны в библейской истории под именами софер, мебин, рабби, раббан, из которых каждое указывает как на определенный род деятельности, так и на степень уважения или почитания, выражаемого иудейским народом. После разрушения иерусалимского храма, евреи потеряли возможность отправлять свое богослужение и собирались для молитв, на которых изъяснялось и читалось Свящ. Писание. Руководителями этих собраний были пророки и старейшины, среди которых выделился Ездра, положивший собственно начало книжничеству в. Иерусалиме, руководители которого образовали сословие книжников, известных под именем «мужей великой синагоги». Вследствие такого их положения сложились твердые правила относительно их жизни, которая должна была оправдывать глубокое уважение, воздаваемое им народом, и, наряду с обширными, глубокими познаниями, они должны были показывать пример праведной и благочестивой жизни. Самые знаменитые иудейские книжники были; 1) Симеон II Праведный, 2) Иосе из Цереды и Иосе, сын Иоанна из Иерусалима, 3) Иисус, сын Перахии и Ниттай из Арбелы, 4) Иуда, сын Таббая и Симеон, сын Шетаха, 5) Шемаия и Абтальон и 6) Гимгел и Шаммаи. Деятельность книжников, которые заботились о том, чтобы закон проник в жизнь народа, сосредоточивалась, главным образом, на трех основаниях: 1) «будьте медлительны на суде, осторожны в своих приговорах, и этим путем правильного, мягкого и предусмотрительного суждения, вы привлечете к себе сердца народа»; 2) «поставляйте побольше учеников, которые, своими разъяснениями, впоследствии учили бы народ, помогали бы ему разбираться во всех случаях жизни»; 3) «делайте ограду Торе, т. е. заботьтесь о сохранении в чистоте текста ее, учите и разъясняйте народу законы ее». Эти основания считались для книжника законом, которому он неукоснительно следовал. Его работа в этом направлении состояла сперва во внятном чтении закона и буквального его толкование, что наз. «перифраз», памятниками этого времени остались торгумы Онкелоса и Ионафана. Вследствие изменение многих сторон жизни нельзя было удовольствоваться такой формой толкование, необходимо было изучить самый закон, расчленить его и сделать на соответствующие случаи жизни свои постановление, т. е., создать действующее право. Это происходило таким образом: лучшие книжники собирали вокруг себя всех желавших изучить закон и заставляли повторять много раз прочитанное, которое таким путем удерживалось в памяти. Благодаря же тому, что К. были не только толкователями закона, но учителями и составителями его, они составляли синедрион – верховное еврейское судилище. Кроме этой деятельности им принадлежит еще создание поэтических произведений, исторических, назидательных, известных под именем Аггады; другой сборник, известный под именем Галлаха, заключал в себе результат их теоретических занятий законом. Из вышеуказанной деятельности становится ясно то огромное влияние, которым пользовались К. в народе, который они ведут к знанию, к развитию его национального самосознания и к исполнению закона, который становится душой народа, в то время как книжники остаются его нервами, двигателями. И если впоследствии выражено было порицание их деятельности, его нельзя считать вполне справедливым, так как могло относиться не ко всем книжникам; дело в том, что К., под влиянием вторгшегося эллинизма, принесшего много губительного, разделились на асидеев и фарисеев. Последние хотели широко использовать свое влияние в народе, в его практической жизни, для достижения которого они пользовались различными средствами, между прочим лицемерием, ханжеством, и неудивительно, что эта партия вызывала порицание и обличение в извращении закона.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle