Калики
Калики перехожие странники, слепцы, убогие нищие, поющие духовные стихи и этим зарабатывающие себе хлеб. В древней Руси К. были не только убогие, о них сложено много былин, в которых им приписывают черты богатырей; вероятнее всего, что так называли странников к святым местам, паломников, живших милостыней. Они носили суму сумку, подсумок, клюку, костыль, посох, шляпу, гуню (кафтан) и дорожный плащ и путешествовали группами, пели духовные песни, т. наз. «дух. стихи». Эти стихи обрабатывали новые, христианские, сюжеты, черпая материал из свящ. и богослужебных книг, собирая рассказы и легенды при посещении святых мест, русских и, восточных и воплощая его в образы, понятные народу. Духовные стихи имеют связь с былинами, в них один и тот же эпический склад, те же приемы в рассказе и описании; характер их – церковный с большой примесью старого язычества, мифических верований, апокрифов и народных сказаний; это – памятники религиозно-нравственных понятий народа, сложившихся в нем издавна. Язык стихов – церковно-славянский, смешанный с народным; во всех заметно поучительное направление. Самый известный стих «о Голубиной книге», имеющий космогонический характер, который решает вопросы о начале, происхождении мира и различных его явлений. Другой стих – об «Егории Храбром» рассказывает об устроении и просвещении земли русской, блегодаря подвигам Егория Храброго. Стих «Евангельск. песнь», – в форме вопросов и ответов, которые обясняют таинственное значение чисел от одного до двенадцати. Целый ряд песен, из «которых самые замечательные – «Плач земли» и «Прощание души с телом» изображают картины кончины мира и страшного суда. К нравственно-историческим стихам относятся стихи, имеющие своим содержанием притчи и сказания из Ветхого и Нового завета, рассказы о «житии святых» и т. п.