издательство П.П. Сойкина

Источник

Кавказ

Кавказ – имя это в св. Писании не встречается. В первый раз встречается оно у греческего трагика Эсхила в трагедии Прометей, за 490 лет до Р. Хр. Что до этимологии слова Кавказ, то иные производят его от слов: Кабх или Кавх, или Куг, Кав, Ког – гора или горы долины, и Ас, Асы – обитатели этих гор и долин, которых почитают поклонниками луны и коней, находя основание для такого обяснения в значении слова Ас, Аси, Си, Цси, которое с Иранскего значит кони. Другие имя Кавказ производят от санскр. Гугам, что значит горный хребет; или – от Куг, Кукаф, и Каф (вместо Каи, Кав), что с иранскего тоже значит горный хребет. В историческом и географическом смысле под именем Кавказа разумеется, во-первых, горный хребет. В историческом и географическом смысле под именем Кавказа разумеется, во-первых, горный хребет между этими морями, ограничивающийся с севера землею войска Донскего и Астраханскою губерниею, а с юга – границею России с Турциею и Персиею. Местность эта одна из самых замечательнейших в истории. Имя Кавказа связывается со всеми великими переворотами, совершившимися в течение столетий и целых тысячелетий на материке Европы. Здесь, по свидетельству св. Писания, на горе Арарат остановился ковчег Ноев. Здесь, в Армении, было первое местопребывание семейства Ноева после потопа, и отсюда потом род человеческий разселялся по другим странам. Следы пребывания здесь семейства Ноева видны и в названиях разных местностей, и в именах племен или народов, здесь обитавших и доселе обитающих. В названиях этих доселе сохраняются следы имен потомков Ноевых, особенно потомство Иафета. Таковы потомки его: Гомер, Мегог, Мадай, Фувал, Мешех, Фирас, Аскеназ, Рифат и Фогарма (Быт. 10,2–3.). Отсюда; Гог, Мегог, под коими Флавий и Иероним разумеют скифов, и вообще скифския племена на север от Кавказа, гомериты, мидяне, иверы, мосхи, фракияне, рифеи, фригияне, тибаряне, армяне, грузины, жители Аскании и островов Аскеназских, также кимвры, кельты и другие. С течением времени, при общем движении и переселении восточных народов на запад, здесь проходило множество племен и народов, и каждое почти племя, проходя мимо этого хребта, оставляло в его долинах более или менее значительные колонии; отсюда подробное изложение истории Кавказа составляет труд необъятный. Что до христианства, то евангелие рано проповедано было на Кавказе и в его окрестностях. Предание говорит нам, что еще св. Андрей Первозванный проходил с евангельскою проповедью по многим южным странам нашего отечества. Он был в древней Скифии (от устьев Дуная до Азовскего моря и Дона или Танаиса); был в древней Сарматии или в нынешнем Кавказском крае; был и в Иверии, Колхиде и Армении, или нынешнем Закавказье. Древнее сказание об этом основывается на самых несомненных свидетельствах древности, которые восходят почти к самым временам апостолов. В Закавказье, в Иверии или Грузии, Колхиде и Абхазии, кроме св. ап. Андрея, проповедывали – в Колхиде св. ап. Матфий; в Армении, после проповеди своей у индийцев, блеговествовал евангелие св. ап. Варфоломей, который здесь в городе Албанополе мученически и скончался, будучи распят на кресте; здесь проповедывал также ап. Фаддей, один из 70-ти, исцеливший в Едессе владельца Авгаря; другой ап. Фаддей, иначе называемый Леввеем – из 12-ти ап. проникал в самую глубь Армении и в стране Араратской, подобно Варфоломею, многих просветил св. верою, и здесь мученически скончался, будучи распят на дереве. Народонаселение Кавказа, как уже и из предыдущего можно видеть, слишком разнообразно, и именно, его составляют: черкесы, кабардинцы, убыхи, абхазцы, осетинцы, магбарское племя, чеченцы, ногайцы, кумыки, лезгинцы, аварское племя, картвельское племя, армяне, грузинцы, персияне, скифы, хазары, аланы, готфы, арабы, византийцы, татары, турки; есть и евреи, цыгане, и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle