Календарь
Календарь – система времясчисления (от слова саlеndае – название первых дней каждего месяца). В библейский период, обнимающий свыше 1000 лет – от Моисея до Ездры, К. основывался на непосредственных наблюдениях евреями фаз луны и состояния Солнца. Во 2-ой период, до 70 г. по Р. Хр., К. определялся частью по-прежнему, частью по вычислениям, в 3-ий период от 70 г. до Р. X. по 500 г. по Р. Хр. – только математическим вычислением. Еще во второй половине VIII века до Р. Хр. евреям стало известно точное времяопределение на основании приборов, как, напр., гномон Ахаза, представлявший собой столб на пьедестале, имевшем ступени, число которых, захватываемое тенью, определяло время дня. В разные времена года часы имели не одинаковую длительность – от 49 до 71 минут. Полный месяц имел у евреев 30 дней, неполный – 20 дней; год считался правильным, если имел 6 полных и 6 неполных мес. Лунный год колебался между 352 и 356днями. В 358 г. по Р. Хр. или в 4118 г. иудейск. счисления раввин Гиллел II ввел определенный астрономический календарь, существующий доселе, в основе которого лежит малый лунный цикл в 19 лет с 7 високосными. Есть и большой лунный цикл в 76 л. Караимы также принимают этот календарь. Ошибка, по котор. времяисчисл. евр. не совпадает с астрономич. вычислениями нашего времени, незначительна. У европейских народов за единицу измерения времени принимается год, – период в который земля сделает полный оборот вокруг солнца от данной точки пути до той же точки – это год «тропический» или «астрономический». Но ни этот год, ни лунный не заключают в себе числа полных дней. Отсюда, в разные времена у разных народов явились неодинаковые системы времясчисления, имеющие целью согласовать астрономические периоды (неполные дни) с удобствами повседневного обихода (счет полными днями). У нас в России употребляется юлианский календарь, установленный еще Юлием Цезарем по указанию греческого астронома Созигена в 46 году до Р. Хр. и принятый вселенским собором в Никее (325 г.). До Петра Великего в России счет лет велся с сотворения мира (за 5508 лет до Р. Хр.), причем начальным месяцем до 1343 года считался март, а с 1343 года – по примеру александрийской церкви – сентябрь. Со времени Петра В. исчисление времени началось с 1 января и с Р. Хр. Только в церковном счислении до сих пор остается начальным месяцем – сентябрь, а в пасхальных вычислениях – март. По юлианскому календарю, полагая год круглым счетом 365,4 суток, принято считать из четырех лет три – по 365, а четвертый в 366 дней, так называемый год високосный, когда к февралю месяцу прибавляется день для возмещения, накопившегося за четыре года лишка. Юлианский календарь основан на неверной продолжительности года: год юлианский (365 сут. 6 час.) несколько больше истинного тропического – на 11 мин. 14 сек. Сознание неточности юлианского календаря повело к его преобразованию в XVI веке; так как запаздывание в счете лет при юлианском календаре в конце XVI века равнялось 10 дням, то по распоряжению папы Григория XIII к 1582 году прибавили десять дней, постановив считать 5 октября – 15-м октября, а во избежение ошибки в счете лет на будущее время положили принимать за простые те по счету юлианскому високосные годы, которые оканчиваются двумя нулями. Новое счисление получило название «григорианского или новего стиля»; оно было введено в западно-европейских странах, а юлианское (или «старый стиль») осталось в России (за исключением Царства Польского и Великого Княжества Финляндского). С 1900 года разница старого стиля и нового – тринадцать дней. Вопрос о введении нового стиля
в России официально был поднят в 1330 году, когда учрежден был при академии наук особый комитет. Последний высказался за принятие Россией григорианского календаря. В 1899–1900 году при русском астрономическом обществе работала особая комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Она не нашла оснований к принятию в России григорианского календаря. Комиссия приняла при этом во внимание и то, что папа Григорий XIII при реформе календаря через отбрасывание из счета десяти дней привел числа XI столетия в согласие с эпохою Никейского собора, а не Рождества Христова, т. е. не исправил ошибку, накопившуюся от Рождества Христова до эпохи Никейского собора (два дня). Реформа календаря должна простираться на прошедшее в смысле восполнения накопившегося недостатка, не вполне восполненного григорианской реформой. Основываясь на принятом числе годов, протекших от Рождества Христова (а не от эпохи Никейского собора, как при григорианской реформе календаря), пришлось бы откинуть 15 дней до 1920 года. Здесь встает вопрос, точно ли установлен год Рождества Христова – события, с которого ведут свой счет христианские народы. Еще святые отцы церкви держались мнения, более точно, впоследствии доказанного учеными, что год Р. Хр. был несколькими годами ранее того, который ошибочно положен в начало христианской эры. Покойный профессор с.-петербургской дух. Академии В. В. Болотов указал, что научно и точно установить не только день (как находила нужным комиссия), но и год Р. Хр. решительно невозможно, что невозможно прийти по этому вопросу к соглашению с иностранными учеными, так как нельзя представить в пользу той или другой из дат Р. Хр. таких доказательств, которые могут выдержать пробу научной критики, почему комиссии лучше исключить год Р. Хр. из списка тех эпох, на которых комиссия может остановить свой выбор, как на исходных пунктах будущего реформированного календаря. Комиссия при конце своих работ пришла к заключению, что реформа календаря должна иметь задачею приведение современных чисел к тем именно датам, которые имели место во время Рождества Христова, так как хотя год Р. Хр. и признается учеными неточным, но он принят всем христианским миром, и у комиссии нет особых оснований изменять начала христианского летосчисления. Вопрос об уравнении годов и реформы календаря в России осложняется еще тем, что он тесно связан с положениями православной пасхалии – науки, имеющей своею задачей определение дня празднования Пасхи и вообще неподвижных праздников и времен церковных и указание оснований этого. Основанием же пасхалии служит определение относительно дня празднования Пасхи, приписываемое первому Вселенскому собору. По этому определению Пасха православная должна праздноваться после Пасхи еврейской, а так как евреи празднуют свою Пасху во время весеннего полнолуния, то определено – праздновать христианскую Пасху не в самый день весеннего полнолуния, но в воскресный день, который бывает уже после этого полнолуния. А потому, если в каком-нибудь году полнолуние придётся в воскресный день, то празднование Пасхи должно быть отложено на неделю, т. е. до следующего воскресенья. Далее, чтобы Пасха христиан не могла предварять еврейской, положено было не принимать за пасхальные тех из мартовских полнолуний, которые бывают прежде дня весеннего равноденствия; в таких случаях празднование Пасхи отлагалось до воскресного дня, последующего за апрельским полнолунием. Итак, Пасха праздновалась «после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое было или в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия». Но раз, при определении дня Пасхи, необходимо знать число равноденствия и число и день полнолуния, то ясна связь календарного вопроса с пасхалией. Ясно также, что от перемены календаря может произойти невозможность точного соблюдения «соборного» определения о дне празднования Пасхи, – определения, приспособленного к юлианскому стилю. Принятие Западной церковью григорианского стиля и для пасхалии имело последствием то, что григорианская пасхалия, как это признано многими богословами, не вполне удовлетворяет требованиям строгого соблюдения церковных правил. Так, пасха в Запад. церкви при соблюдении «пасхальных» пределов иногда празднуется одновременно с еврейской, иногда предваряет ее. В виду этого комиссия определила: «предложить представителям православных церквей и православных государств обсудить вопрос о принятии православной церковью нового календаря и об изменении в зависимости от сего православной пасхалии». Высшая русская духовная власть, при обсуждении этого вопроса, высказалась за введение двоякого счета времени на Руси – церковного и гражданского, – раз будет введен новый календарь. В послании Св. Синода к вселенской патриархии от 25 февраля 1903 г. говорится: «применение нового стиля в одном гражданском летосчислении, без изменения пасхалии и без передвижения церковных праздников и с одним переименованием чисел применительно к новому стилю, конечно, особенно не затронет церковных интересов, так как в церковной практике останется во всей сил календарь юлианский (только праздник Новолетия совпадает тогда не с праздником Обрезания Господня, а с памятью святого мученика Вонифатия 19-го декабря старого стиля, как это и практикуется, например, в православной японской церкви, которой приходится помечать свои праздники новым стилем, в Японии). Но если затронуть вопрос о чисто научной состоятельности того или другого летосчисления, то более авторитетные ученые склоняются у нас скорее в пользу юлианского календаря, допуская лишь некоторые поправки в нем, а отнюдь не замену его менее осмысленным, по их заключению, календарем григорианским. Этот авторитетный голос ученых заставил и нас, блюстителей церкви, с большою осторожностью относиться к желанию некоторых переменить календарь, если при этом разуметь перемену и пасхалии и всего церковного летосчисления. Такая перемена, колеблющая исконный и много раз освященный церковью порядок, несомненно, сопровождалась бы некоторыми потрясениями в церковной жизни, а между тем в настоящем случае такие потрясения не находят для себя достаточного оправдания ни в исключительной правоте предлагаемой реформы, ни в назревшей церковной потребности. Посему мы, с своей стороны, стояли бы за сохранение в церковной практике календаря юлианского, допуская в крайнем случае лишь формальные вышеизясненные перемены касательно Новолетия и перемены чисел».