издательство П.П. Сойкина

Источник

Философия

Философия – наука, имеющая задачей свободное исследование основных вопросов бытия вообще, умственной и нравственной деятельности человека в особенности. У древних философия не отделялась от естественных и математических наук, но в настоящее время предметом философии, как науки, является исследование истин, служащих основными началами для других истин. Ее задача – открыть законы и процесс жизни всего мира, уразуметь основные начала всех явлений, проникнуть в сокровенные силы, их производящие, и угадать всеобщие законы, господствующие в них. Цель ее изысканий – истина, познание истины; и так как полною истиной обладает одно Божество, то она, естественно, должна мало-помалу приближаться к нему. Такая великая и обширная задача философии, особенный характер и главная цель ее изысканий дают ей самое высокое значение, как в области познания, так и во всей нравственно-разумной нашей жизни и деятельности. Самая вера и откровение, область которых некоторые далеко отодвигают от области знания, не давая разуму никакого участия в делах веры, требуют от нас веры разумной. Только разумное, беспристрастное искание истины может оградить человека от фанатизма, изуверства и тому под извращений религиозного чувства, поэтому и св. Писание не только не отвергает значение разума и знания, но и одобряет и поощряет его (Притч. 3,3–18; 8, 10–11; Прем. Солом. 6, 26; Лук. 11.33–36; Иоан. 12, 35; Матф. 15, 14; Римл. 16,17–19; Кол. 2, 8). И история церкви свидетельствует, что многие из отцов и учителей Церкви обладали обширными познаниями не только в философии, но и в истории, естественных и других науках, и нередко вели ученые беседы. Философские проблемы, как имеющие своей целью нахождение истины, никогда не были чужды человеческому уму; но впервые у греков результаты философских изысканий были облечены в форму стройной системы. Первою задачей философствующего ума был вопрос о происхождении мира и исследование законов его бытия. Таковы теории философских школ: Ионийской, Пифагорейской и Элеатской. Следующей ступенью развития греческой философской мысли был критицизм. Представители этого направления, софисты, подвергли критическому пересмотру понятия, которые до них считались вполне установленными, как то: способность человека к познанию, отношение между человеком и внешним миром, и т. д. Оказав существенное влияние на дальнейшее развитие философии, как науки, софисты впали, однако, в крайность, результатом чего было то, что их философские теории обратились в чисто формальные рассуждения, которые можно было толковать часто в противоположных смыслах. Реакцией против этой беспочвенности, если можно так выразиться, была философия Сократа, перенесшего центр тяжести философских исследований в область нравственной жизни человека. Дальнейшее развитие вопросы, затронутые Сократом, получили в учении Платона и отчасти Аристотеля, хотя последний более склонялся к изучению природы. Те же вопросы чисто нравственного порядка трактовали и школы эпикурейцев и стоиков, последователи которых существовали до позднейших времен. Характерным явлением в области философии первых веков христианства является гностицизм, представляющий из себя синтез греческих философских теорий и религиозно-мистических учений народов Востока. Дальнейшее развитие философии пошло в направлении так наз. схоластики, характеризуемой полным отсутствием критического духа, подчинением авторитетам, из различного истолкования слов которых и можно было только извлекать истины. Только с конца XVI в. философия стала делать успехи уже в ином направлении. Бэкон (1560–1626) указал значение опыта и индуктивного метода для нашего познания. В противоположность эмпиризму Бэкона, Декарт (1596–1650) признал сознание главной основой, философского исследования. Англичанин Локк (1632–1704) все наши представления и познания произвел из опыта или непосредственного, или посредственного, когда посредством дальнейшей разработки, углубления и отвлечения чувственных представлений, мы образуем другие представления. Лейбниц (1646–1716) своим учением о монадах, составляющим главную и существенную часть его системы, отделял человека от опыта и повергал в область умозрений. После Лейбница Кант (1724–1804) создал новое направление в философии. Он признал действительное бытие вещей вне нас, но отверг действительную достаточность наших познаний, приобретенных чувствами и рассудком, усвояя нашим познаниям значение только субъективное, а не объективное. После Фихте и Шиллинга, большое влияние долгое время имела система Гегеля. Система эта все бытие сосредоточивает в мысли или идее, представляющей единство и тождество конечного и бесконечного бытия и мышления, а потому субъекта и объекта. Весь мир проникнут одним разумом и во всех частях своих выражает один верховный план мироздания. Это живой организм, состоящий из множества организмов. Для Гегеля нет отдельного бытия, а все: и бытие нашего духа, и бытие мира, есть раскрытие абсолютной идеи, а потому нет и Божества, в том смысле, как Его понимает здравый разум. Из школы Гегеля вышли Штраус, Фейрбах, Бруно Бауэр – представители материализма. Новейшие философские школы группируются отчасти около Канта, отчасти около Гербарта, Шопенгауэра, Ницше, Авенариуса и др. Философия, вообще говоря, отнюдь не представляет чего-либо полного, совершенного, законченного в достижении истинного знания; она представляет только попытки разума к решению своих высших задач. Все созданные доселе философские теории, как видно из внимательного и критического изучения их, недостаточны, неполны, односторонни и несовершенны. И если древние философы имели превратное понятие о Божестве, то и среди новейших философов можно указать много таких же примеров. Причины всего этого заключается в том, что ум наш не только ограничен, но, по учению Церкви, и поврежден в самом существе своем. Только при высшей помощи Божественной благодати, при озарении светом Божественной истины ум наш может возвышаться над обычными своими заблуждениями и свободно воспарять к высшему созерцанию. Источник этой высшей помощи заключается в Божественном Откровении, которое для того и даровано Нам, чтобы помочь нам в нашей умственной и нравственной бедности. Отсюда для того, чтобы. философия была истинно полезною и благотворною наукою для нас, необходимо, чтобы она воздвигала свои построения под знаменем веры и откровения; необходимо чтобы занимающиеся философскими исследованиями истины веры и откровения полагали во главу угла, не допуская никакого раскола от веры в своих учениях (Ефес. 4, 14–16; 1Кор. 3, 10–13). Только тогда философия может быть для рода человеческого всем, чем должна быть.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle