издательство П.П. Сойкина

Источник

Керженец-Керженец

Керженец-Керженец – название реки, находящейся в Семеновском уезде, Нижегородской губернии, левого притока Волги; протекает по местности некогда знаменитой в истории старообрядческого раскола, так как обширные леса привлекали сюда раскольников, служа для них прикрытием. Благодаря возможности общения здешних раскольников с другими раскольниками разных местностей, при посредстве, издавна знаменитой, Макарьевской ярмарки, которая сильно повлияла на благосостояние Керженского края, этот последний в конце XVIII в. становится центром старообрядческого раскола и поповщины; появляется множество скитов, основываемых разными выходцами из других мест. Число этих скитов доходило до сотни. Из них особенно известны: Смольяны, основанный выходцами из Смоленского края; скит близ города Семенова, в урочище Шарпан; Лаврентьев скит (диаконова согласия); Софрониев скит, находившийся тоже близ города Семенова; Онуфриевский скит. Имелись тут также и женские скиты, из которых самым известным является Оленевский скит. Из проповедников и последователей старообрядческого раскола, а также и основателей скитов, получили большую или меньшую известность в XVII веке: игумен Сергий Салтыков, основатель Смолян; монах Ефрем Потемкин; схимник Арсений, основатель скита при урочище Шарпан; поп Диониссий Шуйский, распространитель поповщины; его преемник тоже поп Феодосий, бывший настоятелем скита, получивший известность своим деятельным управлением и созывом раскольничьих соборов; инок Софония, основавший Софонтиев скит; поп Авраамий Иванов, получивший у раскольников наименование патриарха; старец Онуфрий, основавший Онуфриевский скит, принимавший участие в религиозных спорах с протопопом Аввакумом. Правительство, в конце концов, обратило внимание на Керженский край, как на крупный центр старообрядческого раскола и стало энергично бороться с ним; в особенности сурово нападал на раскольников нижегородский архиепископ Питирим, благодаря влиянию и деятельности которого, численность раскольников заметно уменьшилась; часть их бежала за границу, большая же часть была обращена в православных, Скиты были уничтожены, раскольники рассеяны, хотя искоренить раскол совершенно не удалось, и когда, по указу, бежавшим за границу раскольникам было разрешено возвратиться в Россию, раскол начинает снова усиливаться, появляются хотя и в меньшем количестве скиты, поповщина сильно развивается. Строгая жизнь, установленная в скитах, по образцу монастырской, находила массу приверженцев и доброжелателей, жертвовавших много на скиты и тем увеличивавших их влияние. Но это влияние и значение скитов к концу XIX в. заметно падает и правительство, кроме того, принимает целый ряд мер для искоренения раскола, основывает здесь православные монастыри в самом центре раскола, воспрещает строить новые молельни и починять старые, воспрещает приписывать новых раскольников, отбирает иконы, особенно чтимые у раскольников, превращает многие из прежних раскольничьих скитов в монастыри православные и, наконец, после Высочайшего повеления, состоявшегося в 1853 году, выслало из скитов всех не упомянутых в последней ревизии раскольников. Все эти мероприятия правительства привели к подавлению раскола, хотя и доныне в этом крае существуют раскольничьи скиты, но настолько в малом количестве и настолько бедные, что существенного влияния производить не могут – Керине и Керинфианство – Керинф, еретик и основатель секты керинфианской в Малой Азии, куда он переселился из Египта, был современником апостола и евангелиста св. Иоанна Богослова. Керинф был иудей по происхождению, но жил до своего переселения в Египте, где занимался философией. Учение Керинфа заключалось в том, что Бог ветхого завета, создавший мир и Бог нового – не один и тот же. Иисус Христос, по его мнению, был простой смертный, отличавшийся от современников мудростью и справедливостью. Само рождение Иисуса Христа не могло произойти от Девы, а от Иосифа и Марии и, что только после крещения в Иордане Иисус обретает Христа, сошедшего к нему с неба и он, познав, таким образом, Бога-Отца, получает дар чудотворения; Керинф, отвергая апостола Павла и признавая обряд обрезания, проповедывал веру в воскресение мертвых, исходя из того, что Иисус Христос не все время пребывал в Божественном общении, а что страдание, смерть и воскрешение он перенес как обыкновенный смертный.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle