Религия.
Религия. По наиболее древнему и принятому объяснению религия есть взаимоотношение между Богом и человеком. Чтобы дать более или менее правильное понятие о ней, прежде всего, следует обратить внимание на Божество и на участие Его в деле религии. Господь Бог имеет непосредственное отношение к духу человеческому; для всякого, кто признает высшее достоинство человеческой природы, эта истина едва ли может быть предметом недоумений и пререканий. Чем выше стоит какое-либо творение в ряду существ, тем с большею ясностью открываются в нем совершенства Творца, тем больше достоинства и цены должно оно иметь в очах Божиих и тем больше бывает содействия со стороны Существа Высочайшего в достижении цели его жизни. Из ряда прочих существ земли человек есть венец создания, сознательное существо, одаренное разумом и свободою; он поэтому имеет право на более близкие отношения, чем другие творения, к Богу, своему Творцу. Особенные отношения Бога к человеку состоят в содействии Его к осуществлению людьми высших целей жизни. Эти цели выражаются в стремлениях человека к абсолютной истине, неизменному добру и высшему блаженству. Но раз истина, добро и блаженство являются коренными стремлениями разумного человеческого духа, то уже по одному этому они не могут быть пустыми, бессодержательными понятиями; они должны сосредоточиваться, воплощаться в Существе высочайше совершенном, а таким существом никто не может быть, как только Бог. Поэтому стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, в сущности, есть стремление к истинному Богу. Чтобы достигнуть этой цели, недостаточно, чтобы высшие стремления исходили только от человека. Необходимо, чтобы Сам Господь Бог шел навстречу этим стремлениям, давал Себя чувствовать человеку и познавать Себя. В противном случае, все пламенные усилия человека жить в общении с Богом, все его неодолимые желания бесконечного блаженства не достигали бы цели. Вот почему религия основывается с одной стороны на стремлении нашего духа к Богу, а с другой стороны на влиянии Божества на наш дух. Участие человека в религии выражается в усвоении религиозной истины и в отражении ее на человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности. Принимая божественное откровение, человек старается по нему устроить свою жизнь, обращается к Богу с молитвою и приносит жертвы. Человека можно назвать существом вполне религиозным, потому что религия составляет существенную принадлежность его духа, и он без религии не может жить по свойствам своей духовно-нравственной природы. Религия есть искони присущая человеку потребность общения с Богом; в религии человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство в своей жизнедеятельности. Она имеет неотразимое влияние на весь исторический ход жизни человечества, на его обычаи, государственные учреждения, семейный быт и нравы, на законодательство, науку и искусство. Умственное, нравственное и общественное развитие народов, выдающиеся черты в их миросозерцании находятся в тесной и существенной связи с религией и находились под неотразимым ее влиянием. Обращаясь ко временам первобытного человечества, мы видим, что религия, явившись на земле вместе с человеком, как существом богоподобным, имела в жизни его исключительное значение. Это подтверждается как Библиею, единственно достоверным и древнейшим источником исторических сведений о первобытной жизни человека на земле, так и сохранившимися у языческих народов преданиями об этой жизни. Библия говорит нам, что первые люди, благодаря вложенным в их душу свойствам, с первых дней своего существования на земле уже выражали свои стремления к своему Творцу. Бог же изображается священным бытописателем не как Существо, далекое от человека, но как Воспитатель и Руководитель людей, Своими явлениями и заповедями руководствующий их в жизни и деятельности. Религия первых людей до падения носила характер близости их к Богу и пополняла собою всю жизнь их. После грехопадения первоначальные живые отношения между людьми и Богом помрачились, но не изгладились окончательно. Религия продолжала руководить жизнью людей. Предания, сохранившиеся до нас, говорят нам только об одной религиозной жизни первобытных народов. Их государственная жизнь развивалась только на религиозных основах. Религиозные верования их были основным источником, из которого развивалось законодательство, ограждающее частные и общественные интересы. Религия дана нам с самым бытием нашего духа, имеет свой корень в самой сущности его, есть его жизнь. В этом убеждают нас след. фактические основания. 1) Строго говоря, нет человека, совсем безрелигиозного. Мы все имеем религию в обширном смысле слова: атеист, или материалист и др., отвергая истинного Бога Духа, признает за начало всего материю и, сообразно своему убеждению, так или иначе определяет свою жизнь. Отсутствия самой идеи божества и живого отношения к тому, что считается за божество, ни в одном человеке нельзя указать, за исключением разве кретинов, идиотов и т. п. Признание материи единственно вечною и абсолютною и сообразно этому расположение своего образа жизни, по мотивам исключительно чувственным и материальным, есть только извращение религиозного сознания, карикатура религии, но не совершенное отсутствие ее. Насколько внедрена в нас идея Бога, свидетельствует тот факт, что нужно или слишком глубоко погрязнуть в разнообразных пороках, уподобиться скоту, или слишком долго поддаваться исключительным влияниям антирелигиозных учений, не знать ничего, кроме них, чтобы заглушить в себе всякое религиозное чувство в собственном смысле слова; но и при этом необходимо всегда сохранить намеренную и твердую решимость воли, чтобы не поддаваться невольным возбуждениям религиозного чувства при различных обстоятельствах жизни. 2) Как по отношению к внешней, видимой природе наше знание ее сил, законов, порядка, целесообразности и т. д. было бы невозможно, если бы нам не была дана способность все это изучить, тем более и по отношению к Богу мы не имели бы никакой идеи Его, если бы она не была дана нам от начала, с самим нашим самосознанием. Врожденность нашего богосознания особенно выразительно высказал один философ так: «первобытный человек не солнце, луну и звезды признал богами, но богов признал в солнце, луне и звездах», т. е. не под влиянием видимых предметов природы человек изобрел идею о Боге, но уже существующую в нем идею Божества воплотил в видимых земных предметах.