издательство П.П. Сойкина

Источник

Пятница

Пятница – почитается с первых веков х-ва, как день крестных страданий Господа И. Хр. Известие о праздновании находим в «житии Константина», составленном в IV в. еписк. кесарийским Евсевием. В XI в. Феодосий печерский писал Изясляву, что пятница должна быть почитаема, ибо «в пяток жидове распяша Господа». В 1168 г. собор санкционировал празднование пятницы и разрешил пост в этот день, даже если на него выпадал какой-нибудь праздник, кроме Рождества Христова и Богоявления. В народе празднование и пост в пятницу очень сильно укоренился. Древний стих «Прощание души с телом» говорит о вечных мучениях души, которая в П. «платья золовала, льны прядовала». Отсюда понятны воззрения на П. у некоторых, как на самый счастливый день, у других, как на самый несчастный. В «Слове св. отца Пахомия о среде и пятке» народная фантазия олицетворяет эти два дня в виде 2-х ангелов, ведущих в рай тех, кто их почитал. Народ олицетворяет пятницу в виде св. мученицы Параскевы (по-гречески пятница), считает ее особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой. П. или св. Параскева наблюдает за празднованием своего дня и наказывает строго отступников; к ней обращаются с молитвою о женихе девицы; она имеет также влияние на плодородие земли. Здесь сказались остатки народных языческих верований. В Стоглаве и духовном регламенте говорится о языческих играх и обрядах, связанных с почитанием П. Необходимо выделить почитание обетных П., т. е. основанных на обете, данном одним лицом или целым миром. и именных, т. е. поименованных особо 12 пятниц в апокрифическом сказании «о 12 П.». За их соблюдение полагаются разные преимущества. Сказание о 12 П. приписывалось св. Клименту, папе римскому


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle