Псалтирь
Псалтирь или книга псалмов – библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150, а по греч. и слав. Библии из 151 песни или псалма, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Автором П. считают Давида, хотя на многих псалмах следы позднейшего происхождения: есть псалмы времен плена вавилонского и даже позднейших. Вернее всего, что П. вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон евр. свящ. книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции. Два вступительных псалма дают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам евр. поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Богослужебной она стала еще при Давиде, в некоторых частях, сперва в скинии, потом в храме. От евреев богослужебное употребление П. рано перешло к христианам. В некоторых изданиях П. помещены и краткие истолкования важнейших псалмов, и такая П. называется толковой. Из древних толкований П. известны: И. Златоуста, Амвросия, Августина; из новых – Толюка, Эвальда; в русской литературе – еп. Феофана, прот. Вишнякова и др. При толкованиях прилагаются и критические введения. Псалмы П. перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., из поэтов XIX в. Хомяковым, Языковым и др. Ныне все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, каждая кафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читается трижды аллилуйя. П. читается при всяком утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается каждую неделю, а в течение великого поста 2 раза в неделю. Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, П. переведена была на славянский яз., по словам Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием; напечатана она была по-славянски впервые в 1491 г. Кракове. П. послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв. П. получила еще распространенную форму и в этом виде известна под названием Следованная П.: это та же П. в соединении с Часословом. Впервые она была напечатана по слав. в Сербии в 1545 г., затем много раз печаталась в России, причем постепенно в нее входили другие прибавления с целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. Она была большею частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании, необходимою не только для церковнослужителей, но и для лиц светских. Чтением и пением псалмов в м-рях строгой жизни братия занималась беспрерывно. К чтению псалмов прибегали во всех чрезвычайных случаях: читали их над больными, особенно, над теми, которых считали под влиянием нечистых духов. Обычай читать П. по умершим, соблюдаемый и поныне, идет от ветхозаветной церкви. Был также в древней Руси обычай гадать по Π. П. оказала также громадное влияние на древнюю письменность: летопись Нестора, сочинения Феодосия Печерского, митропол. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Влад. Мономаха полны ссылками на псалмы и разными местами и изречениями их; тоже в народных пословицах.