издательство П.П. Сойкина

Источник

Прозелиты

Прозелиты – (евр.) – чужеземцы, иностранцы, странйики, пришельцы, поселенцы. У 70 толковников слово переводится различно; собственно, это пришлец, затем всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так в особенности назышлись обращенные в иудейство из язычников. Со времен самого исшествия евреев из Египта среди них жили пришельцы и иноземцы и число их увеличивалось с возрастанием благосостояния Израиля. Некототорые из П. принимали обрезание и современем окончателно вступали в израильское общество. Всецело принявшие веру иудейскую назывались П. правды, П. сынами завета, совершенными израильтянами: По преданиям иудейским, не всецело принявшим закон Моисеев П. вменялось в обязанность соблюдать Ноевы законы; они не принимали обрезания, посещали иерусалимский храм; приносили жертвы чрез священников и пользовались некоторыми правами; такие назывались П. врат; название произошло от того, что они могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился с ослабением отечественных законов и с распространением языческих нравов, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 198 г. до Р. Хр.) при первосвященнике Иасоне, когда являлось много отступников от веры. Такое отступничество возбудило усиленную ревность и особенно сильно со времен Маккавеев стала расти ревность к обращению язычников в иудейство. Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул – итуреев. Фарисеи также обращали язычников, но не из чисто религиозных побуждений; они делали обращенных лицемерами. И. Христос называет их сычами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их; по словам Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами христиан и наиболее ревностными преследователями их. Примером может служить Ирод Идумеянин со своим семейством. Но были среди иудеев такие, которые благотворно влияли на язычников; их Св. Писание называет людьми богобоязненными, набожными и благочестивыми. Ко времени пришествия Христа, многие благомыслящие язычники страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете. В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма был для них открыт; они посещали и синагоги. Сотник, построивший иудеям синагогу, был из подобных чтущих Бога язычников.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle