издательство П.П. Сойкина

Источник

Поцелуй,

Поцелуй, целованье, лобызанье. И привета знаком древним евреям и римлянам. Иуда предал Спасителя лицемерно-дружеским П. В древнехристианской церкви П. был символом христианской любви и мира. Апостол Павел часто говорил о священном П., наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило братское лобзанье. Священнослужители включили П. в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении„ бракосочетании и пр. В восточной церкви священник давал П. причащающимся, как символ мира и знак отпущения грухов, до службы. В православной церкви есть обычай целовать руку архиерея и священнослужителя при благословении, а также взаимный П. свящ. служ. на литургии. Святое целование имело место при древнехристианских трапезах; П. обменивались прихожане при посещении церкви. Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания. Древним христианам известны и П. почитания. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, лобызавшей ноги Христа. Во многих странах принято целовать при присяге Крест или Распятие.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle