издательство П.П. Сойкина

Источник

Каноника

Каноника – наука, изучающая нормы древне-церковного права или это, – т. называемое «каноническое право»; содержанием этой науки и служит именно прав. древней церкви. При введении этой науки в число преподаваемых в наших духовных академиях предметов она была названа «каноническим правом», потом название это было заменено назв. «церковное законоведение», а впоследствии она была названа «церковным правом», которое делится на: внутреннее и внешнее, – первое заключает в себе предварительные понятия ц. права, второе касается изъяснения отношений церкви и государства и имущественных средств. Ц. право тесно связано с богословием и, относясь к отделу практического богословия, не остается в стороне и от теоретического богословия, т. к. оно (т. е. ц. право) тоже говорит о происхождении, развитии, задачах, средствах и организации церкви, только точка зрения ея на эти вопросы несколько разнится от точки зрения догматики, именно, догматика выясняет внутреннюю сторону церкви, а ц. право – внешнюю – ее устройство, отношение к другим общественным союзам, дисциплину. Церковное право обнимает собою не только нормы, которые определяют внутреннюю жизнь церкви, но охватывает собою и государственные права, определяющие ее внешнее положение. Обработка церковного права на Востоке начинается с XII века с толкований Аристина, Зонары и Вальсамона на церковные правила и государственные постановления. Завоевание Византии турками ставит преграды к дальнейшей обработке. На Западе обработка ц. права не отстает от работ Востока. Ближайшими работами ц. права – были его толкования – глоссы, причем для удобства обработки и изучения право было подведено под рубрики: personae, res, actiones. В XII в. появляется труд монаха Грациана под названием «Concordia discordantium canonum», являющийся одним из известнейших по церковному праву, потом Григорий IX издал сборник декретов папских, изв. как «Corpus juris canonici». Несмотря на то, что западные цер. юристы более всего посвящали труда разработке ц. права своих вероисповеданий (катол. и протестант.), их труды немаловажны и для православной церкви. В России ознакомление с ц. правом. в высших дух.-учеб. заведениях началось с XVIII в. во второй его половине, начавшись с изучением ц. правил по Кормчей книге. В 1835 г. ц. право было введено в университетское преподавание, слушателями его были студенты-православные, а в 1863 г. было зачислено предметом в группе юридического факультета. Из трудов у нас по ц. праву известны: «Записки по церковному законоведению» – М. Скворцова 1848 г.; «Курс церковного законоведения» – Иоанна – еписк. смоленского; проф. спб. дух. академии. Лекции по церковному праву Η. К. Соколова, проф. моск. унив. в 1874–1875 г.; «Краткий курс церковнего права» – Ο. П. Альбова – в 1882 г.; «Очерки православного церковного права» – Μ. А. Остроумова – в 1893 г.; «Краткий очерк ц. права» – проф. Μ. Е. Красножена; «Курсы церковнего права» – проф. А. С. Павлова, Суворова, Бердникова, Горчакова.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle