издательство П.П. Сойкина

Источник

Каноны вселенских соборов.

Каноны вселенских соборов. Вселенскими соборами обыкновенно называются собрания епископов всех поместных церквей. Всел. Соборы – не были явлением, появляющимся через известные периоды, т. е. периодическим; это были экстраординарные, созываемые в крайних случаях для решения важных церковных вопросов, собрания. Содержание постановлений первых соборов указывает на то, что вопросами, ради решения которых созывались они, были вопросы веры, непонимание коих вызвало целый ряд религиозных смут – ересей. Впоследствии, когда был водворен мир церкви – соборы часто созывались для выработки норм церковной дисциплины. Вселен. соборов было 7. Первым был Никейский, состоявшийся в 325 г. и оставивший 20 правил, из которых важнейшие: 4-е, гласящее, что епископы должны выбираться епископами данной провинции и утверждаться митрополит., потом заслуживают внимания – 5 и 6; из которых первым предписывается, чтобы епископы провинции собирались два раза в год для решения вопросов, текущих дел и рассмотрения жалоб мирян и клира на епископов; а второе подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами, напр., римского над западными, антиохийского над восточными, александрийского над еп. Египта, Ливии, Пентаполя. Вторым – был I-й Константинопольск. в 387 г., из его 7 правил, важны особенно 2-е и 6-е, по которым Восток делится на 5 округов с особо установленными церк. судебными инстанциями, а 7 указывает на правила принятия в православие кающихся грешников еретиков. Третьим – был, состоявшийся в 431 г. собор Ефесский, оставивший 8 правил; из них первые 6 касаются отлучения Нестория и его сторонников; 7-м запрещается слагать новый символ веры, а 8-м кипрские епископы освобождаются от зависимости антиохийского патриарха. (К этим прав. присоединено послание об еп. Памфилии – Евстафии). Четвертым-Халкидонский 451 г, – 30 правил, 28-м правилом которого определен круг судебной и административной деятельности константинопольского патриарха – и константинопольский патриарх был уравнен в своих преимуществах с пап. Рима, а 26-ое повелевает управлять церковным имуществом при посредстве эконома; 4-е подчиняет монахов местному епископу. Пятым – Константинопольский 2-й 553 года. Шестым – Константинопольский 3-й в 680 г. и 691 г. – так наз. Трулльский -имеющего 102 пр., из них 36 пр. – повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает иерархический порядок патриарших кафедр восточной церкви, а 8-ое говорит, что митрополит должен ежегодно созывать соборы епископов; а также важны правила: 48, 33, 12, 13. Из них 12, 13 и 48 – решают вопрос о браке клириков, а 33 осуждает обычай армянской страны принимать в клир только происходящих из священнического рода. Мирян касаются правила – 64 и 70, запрещающие мирянину и жене поучать всенародно и в церкви во время богослужения; 80-е грозит отлучением тому, кто 3 празднич. дня не посетит богослужения; 54-е указывает на границы родства для вступления брак; 53-е узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми; 72-е о смешанном браке; а 102-е касается епитимии кающихся. Седьмым -Никейский 2-й, в 787 году издавший 22 правила; 4-е и 6-е выступают резко против симонии при занятии священнических должностей, 15, 16, 18, 22-е указывает на недействительность назначения на церковные должности мирскими членами; 10-е запрещает устройство монастырей для женщин и мужчин вместе; 13-е запрещ. отчуждать церковн. имущества, принадл. монастырям и епископиям.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle