Гегель
Гегель – (Георг-Фридрих-Вильгельм), род. в 1770 г., ум. в 1831 г. – философ, который оказал громадное влияние на своих современников и на дальнейшее развитие науки и философской мысли. По Г. цель бытия и цель философии – одна. Цель философии – истина, цель бытия – самопознание или самосознание; таким образом – процесс бытия есть процесс философствования и вместе с тем процесс самоосвобождения, ибо назначение истины есть приобретение свободы. Мысль предшествует бытию, всякое бытие есть выражение или раскрытие мысли. Начало всего – абсолютная мысль или идея, которая через самоотрицание переходит в бытие, а бытие, развиваясь, достигает сознания и самосознания; таким образом здесь возвращение идеи самой в себя или самосознание абсолютного духа через посредство конечного духа и достижение такого самосознания есть цель и религий, и философии, достигаемая обеими различным образом. Религиозный процесс по Г. в его существе и его исторических формах таков: 1-я форма, в которой религия вступает в сознание, есть чувство, она существует только для субъекта чувствующего и познается совершенно субъективно; 2-я форма – это воззрение, созерцание, в котором предмет поставляется вне субъекта и служит ему предметом чувственного созерцания и, наконец, 3-я форма – представление, где предмет является в форме всеобщности, в форме мысли; элементы представления анализирует и упорядочивает рассудок. Религия здесь является самосознаниемъ Абсолютного Духа или знанием божественного Духа о Себе Самом через посредство конечного духа и такая религия – есть христианская, которая имеет своим содержанием единство Бога и человека, бесконечного и конечного, единство, которое утверждается через возвращение из различия. Христианство – абсолютная религия, но и другие религии по учению Гегеля необходимы в процессе самореализирования понятия религии. Г. делит эти религии на религии: 1) непосредственности и 2) духовной индивидуальности. К 1-м относятся: волшебство или шаманство – религия непосредственности, религии меры – китайская, религия фантазии– браминская, религия бытия в себе – буддизм, персидская религия – света, сирийская религия – страдания и скорби и египетская религия – загадки. Ко 2-м относятся три стадии – 1) иудейство – религия возвышенности (единства), 2) греческая – религия красоты и римская – религия целесообразности. Христианство – религия абсолютная, ибо в нем сознанию выясняется, что Бог не противостоит конечному «я», как внешний предмет, но как Дух, Бог полагает вне Себя конечное, чтобы через него возвратиться к Самому Себе; христианство – религия откровенная и положительная, ибо оно содержит знание, что оно само есть Бог, достигающий самосознания в конечном «я», и она есть определенность нашей собственной разумности; христианство – религия свободы и истины. Гегель – основатель диалектического метода мышления; всякое понятие проходит три степени: 1) тезис – утверждение понятия в ограниченности, как положительного или истинного, 2) антитезис – самоотрицание понятия из-за внутреннего противоречия между его ограниченностью и тою истиною, которую оно должно представить и 3) синтезис – разрушение этой ограниченности и примирение понятия со своим противоположным в новом, высшем, более содержательном понятии. Г. автор знаменитого утверждения «что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». После его смерти в его школе произошел раскол из-за религиозных вопросов, о которых сам Г. высказался недостаточно определенно; школа разделилась на старо-гегельянскую («правую», так наз.) – Гешель, Га- блер, Гинрикс, которая решала вопросы о личном бессмертии, учение о Боге в духе христианскаго теизма и на младо-гегелианскую (так наз. «крайнюю левую»), Михелет, Штраус, Фейербах, Бауэр, которая проводила более пантеистические взгляды. Толчок к расколу дал Штраус своей книгой «Жизнь Христа». Между этими двумя направлениями среднее представляют Эрдман, Розенкранц и Шаллер.