издательство П.П. Сойкина

Источник

Борис

Борис, благоверный князь болгарский, получивший при крещении имя Михаил; жил и царствовал в Болгарии в IX веке. Он вступил на престол, будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространялось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками по случаю голода в его стране, при заключении мира крестился в 864 или 865 году. Сделавшись христианином, Борис переменил прежшй образ жизни и даже направление своей политики. Между прочим у Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии Мефодий и Кирилл. Пробыв на княжении до 888 г. Борис ушел в монастырь, но правивший Болгарией старший его сын Владимир заставил его на время покинуть монастырь. По воцарении младшего его сына Симеона, Борис опять вернулся в монастырь где и скончался 1 мая 907 года, причисленный болгарской церковью к лику святых.

Борис и Глеб, во св. крещенш Роман и Давид, – первые в сонме святых русской церкви, св. мученики, князья Российские. Борис и Глеб, младшие из 12 сыновей Великого князя Владимира, своими прекрасными душевными качествами служили последнему истинным утешением в старости. Вступив в зрелый возраст, Борис, исполняя волю своего отца, женился и получил в управление Ростов, Глеб же остался жить при отце. Вскоре, однако, Владимир, опасаясь Святополка, призвал к себе и Бориса, так что оба святых остались жить при отце, ведя благочестивую жизнь. Перед смертью Владимира, на Русь напали печенеги. Тогда он послал против них Бориса с большим воинством, сам же вскоре умер (1015 г.) Святополк занял немедленно великокняжеский престол и немедленно принялся за борьбу с братьями. Он подослал убийц к Борису, который остановился на р. Альте, близ Переяславля, возвращаясь из похода. Уййцы, ворвались к нему в шатер в то время, как он молился, готовясь к смерти, и поразили его копьем (1015 г. 24 июля). Тело Бориса было тайно отнесено в Вышгород, где и погребено «у церкви св. Василия». Через месяц и 12 дней бил убит и св. Глеб (5 сент. 1015 г.). Тело его погребено на месте совершения убийства, на берегу Днепра. После победы Ярослава над Святополком их мощи были открыты и погребены вместе.

Борис (Плотников) епископ, магистр богословия, председатель училищного совета при Св. Синоде. Еп. Борис, в мире Владимир Владимирович Плотников, родился в 1855 г. в Красноярске; в 1880 г. окончил курс. казанской духовной академии со степенью кандидата богословия, при чем совет академии, согласно заявлению проф. И. Я. Порфирьева, предложил Плотникову место приват-доцента по кафедре словесности. Плотников отказался от предложенного места, т. к. собирался ехать миссионером в Японии, но когда последнее ему не удалось, он принял назначение на должность преподавателя томской духовной семинарии. В 1884 г. Плотников был избран доцентом казанской академии по кафедре метафизики; в 1885 г. за сочинение: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период 1. От начала христианства до Константина Великого» – удостоен степени магистра богословия. В 1886 г. принял монашество и в том же году в сане архимандрита назначен был инспектором московской духовной академии; в 1888 г. переведен был на должность ректора Киевской духовной семинарии. В 1892 г. назначен ректором спб. духовной академии. В 1893 г. переведен на место настоятеля посольской церкви в Константинополе, но в 1899 г. снова вернулся на пост ректора спб. духовной академии, в каковой должности уже в сане епископа состоял до назначения в 1901 году председателем Училищного Совета при Св. Синоде.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle