издательство П.П. Сойкина

Источник

Богопочитание

Богопочитание. Понятием богопочитания (или обожания) обнимаются все обязанности христианина по отношению к Богу. Богопочитание есть признание и выражение человеком-христианином безусловной зависимости своей от Бога, как высочайшего Владыки и Творца всего, и полнейшей преданности Ему, как своему Отцу и Благодетелю. На земле невозможно и представить такое отношение, которое равнялось бы отношению между человеком и Богом.  Если, напр., мы представим себе отношение между могущественнейшим царем и беднейшим и слабейшим нищим, то это будет лишь весьма слабое подобие отношения между Богом и человеком, потому что земной царь, одаривши нищего всеми находящимися в его распоряжении благами, не сообщил ему бытия и не может доставить душе его вечного спасения или вечной погибели. Но это сообщил и это доставляет человеку Бог. Вот почему даже серафимы, по словам пророка Исаии (Ис. 6, 2, 3), закрывают лица свои, будучи не в состоянии выносить величия славы Божией. Вот почему и нас земнородных апостол призывает «служить Богу с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28). Если человеческая природа устроена так, что деятельность духовная и телесная, внутренняя и внешняя в ней неразрывно связаны, и если Бог есть творец не только души, но и тела  человеческого, то отсюда само собой следует, что мы должны «прославлять Бога и в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия» (I Коре. 6, 20). Таким образом, возможно, а вместе и необходимо богопочитание внутреннее и внешнее. Одно с другим связано неразрывно. Без внутренней или духовной стороны богопочитание было бы телом без души, т. е. безжизненным, механическим и бесценным. Оно было бы даже лицемерием, самообольщением. В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос называет истинными поклонниками тех, которые кланяются Богу «духом и истиною». Но с другой стороны, без внешней или телесной стороны богопочитание было бы неполным, бездейственным и не могло бы укрепиться в человеке. Опыт показывает, что пренебрегающее внешними средствами выражения религиозных чувствований (крестным знамением преклонением головы и колен и т. д.), обыкновенно бывают лишены и внутренней религиозности. И наоборот: усердно и со смыслом пользующиеся этими средствами вызывают и укрепляют в себе соответствующее внутреннее религиозное настроениe. Каждое живое чувство стремится выразиться во вне. Поэтому – то нет такой религии на земле, которая не сопровождалась бы какими-либо формами внешнего богослужения. Пришедший на землю Сын Божий был «духовен в высшей степени»; но и Он выражал молитву свою внешними знаками (возведением очей к небу, преклонением колен и лица) (Иоан. 17, 1; Лук. 22, 41; Матф. 26, 39).

Богоприимец

Богоприимец – см. Симеон Богоприимец.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle