издательство П.П. Сойкина

Источник

Боговдохновенность

Боговдохновенность или Богодухновенность: – особое воздействие Св. Духа на провозвестников Божественного Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего; также свойство писаний, в силу которого они являются как бы словом самого Бога, а не личным созданием их авторов. При этом, однако, дух человеческий, становясь таким образом орудием сообщения Божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности. Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о действии Духа Божия в пророках и других провозвестниках Откровения (Исх. 4, 12; 2Цар. 23, 2; Ис. 2, 1; Иез. 1, 3; 6, 1; 7, 1 и др.). То же подтверждается и в Новом Завете (Mф. 22, 43; Марк. 12, 36; Деян. 1, 16; 3, 18, 21; 4, 25; 1Петр. 1, 11; 2Петр. 1,21). Поэтому за Свящ. Писанием признается Христом божественный авторитет, и потому так часты, ссьлки на Св.Писание в Новом Завете. Основанием для признания боговдохновенности Св. Писания может служить также церковное предание. Особенно важное значение оно имеем для определения, какие именно книги Св. Писания – боговдохновенны, ибо, хотя апостол и называет «все писание» богодвохновенным, но указания на то, из каких книг оно состоит, у него нем. Поэтому, единственным основанием для признания боговдохновенными книг какого-либо свящ. автора служит признание их таковыми со стороны Церкви. Боговдохновенность является особым воздействием Духа Божия на дух человеческий.  При этом, подобно тому, как во Христе божественное и человеческое естество находятся в органическом единстве, так и в деле возвещения Божественного Откровения все исходит от Бога и в то же время во всем проявляется свободная деятельность человека. Но так как человеческая природа несовершенна, то участие свободной человеческой деятельности в написании свящ. книг может привносить в них некоторые несовершенства. Поэтому не противоречат боговдохновенности Писания встречавшаяся в св. книгах мысли и чувства чисто человеческие, неточности, разногласия и проч. Произведения свящ. писателей совершенны лишь настолько, насколько это нужно для целей божественных. Там, где для дела человеческого спасения достаточно и несовершенного человеческого познания, Бог допускал проявляться и несовершенством. То же самое можно сказать и про форму, в которой излагается Бож. Откровение.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle