издательство П.П. Сойкина

Источник

Богатство

Богатство и его отношение к бедности. Своим трудом мы приобретаем себе ту или иную материальную собственность. Сам Бог, повелел человеку «обладать» землею и «владычествовать» над тем, что на ней находится (Быт. 1, 28). Если бы единственным достоянием человека было его тело, то область, в которой он мог бы проявлять свою нравственную личность, значительно бы сузилась: он не мог бы оказывать окружающим материальной помощи. А между тем, ап. Павел говорит: «трудись, чтобы было из чего уделить нуждающемуся» (Ефес. 4, 28). Отсутствие собственности поставило бы человека в зависимость от других, что всегда будет препятствовать осуществлению им своих идеалов. Несомненно, это обстоятельство имел в виду и ап. Павел, указывая на то, что он «ни у кого» не ел «хлеба даром» (2 Фесс. 3, 8; также 10; 12). Но человек должен держать себя вне влияния своего достатка. Богатый должен относиться к своему богатству как к средству, оказывать помощь ближним; ни в каком случае не должен он считать богатство высшим благом. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». (Псал. 61,11). Бедный тоже должен ставить свое «я» выше бедности, помня слова св. ап. Павла: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем; ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тимоф. 6, 8, 7). Ибо можно в духовном богатстве почерпать все необходимое и для своей счастливой жизни и для пользы окружающих. «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Коринф. 6, 10). При ином отношении к материальным благам, как стремление к богатству ведет людей «во искушение и сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» (1Тимоф. 6, 9), так и бедность ведет наиболее слабых духовными силами к нравственному падению.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle