издательство П.П. Сойкина

Источник

Благодать

Благодать. Слово благодать употребляется в св. Писании в двух главнейших значениях: 1) свойство Божие, проявляющееся в отношении к падшему человеку и выражающееся в даровании ему спасения; 2) сила Божия, которой совершается спасение человека. Как свойство Божие, благодать от вечности принадлежим Богу и от вечности существовала в Боге, как предопределение или благоволение о спасении (2Тим. 1, 9; Еф. 1, 4, 6; Рим. 3, 29, 30). Действие её началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления (Быт. 3, 15), и проявлялось во всей ветхозаветной истории, как любовь к падшему человеку. Обладая свойством Б., Бог слышит молитву взывающих к нему (Исх. 22, 27). Действие Благодати сказывается и в том, что Бог прощает кающегося грешника и дарует ему жизнь. (Исх. 32, 12; 34, 7; Пс. 31, 5, 10; 50, 3; 129, 7, 8; 142, 8; Ис. 55, 7; Иер. 18, 8; Иер. 18, 21, 23; 33, 11). В Новом Завете благодать представляется как милость Божия в отношении к грешнику, в силу которой Бог дарует ему прощение грехов и вечную жизнь (Еф. 1, 5; Тит. 3, 4); благодать именуется «спасительной» (Тит. 2, 11). Существенный признак благодати, как свойства Божия, есть то, что она изливается на человека, как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со, стороны человека (2Тим. 1, 9; Тит. 3, 5; Еф. 2, 8, 9; 3, 7; Рим. 3, 24). Полнейшее свое проявление благодать имеет в искуплении, совершенном Иисусом Христом (1Петр. 1, 13; Рим. 5, 21; 16, 16). Со всей полнотой благодать, как сила Божия, возрождающая человека, раскрывается в Новом Завете. Здесь она является, как божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем настолько могущественно, что в состоянии сделать несравненно больше, чем можем мы сами желать (1Кор. 15, 10; 2Кор. 12, 9; Кол. 1, 29; Еф. 3, 20; Рим. 8, 26). Ею совершается весь земной подвиг человека; она сообщает познание Бога и дарует все, необходимое «к животу и благочестию» (1Петр. 1, 2, 3); одним словом, она начинает и завершает наше спасение. (Рим. 3, 24; Тит. 3, 7; Еф. 2, 7; 2 Тит. 1, 9; Деян. 15, 11). Поэтому спасение человека сравнивается с новым рождением (1оан. 3, 3 – 7), называется оживотворением и воскресением (Еф. 2, 5; Кол. 2, 13; 3, 1). Благодать даруется, независимо от заслуг человека, по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 5). Но непременным условием спасения являются покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека (Марк. 1, 15; 5, 36; 1оан. 6, 29; 10, 38; 12, 36; 14, 1, 11). Необходимость деятельного участия человека в спасении видна и из призывания к напряженному подвигу (Mф. 7, 13, 14; Деян. 14, 12, 1Кор. 9, 24 – 27; 1Сол. 1, 3; 2Тим. 2, 5; 4, 7). Таким образом, для спасения необходимы, как содействие благодати так и свободное участие самого человека. По учению правословной Церкви следует различать два вида евангельской благодати: 1) благодать предваряющую – просвещающую и 2) благодать особенную – оправдывающую. Первая даруется независимо от достоинства и заслуг человека по словам «Послания восточных патриархов», она «путеводит всех». Действие её заключается в том, что она «доставляет человеку познание божественной истины» и указывает «повеления, необходимо нужные для спасения»; все это совершается через Слово Божие. Дейсте благодати оправдывающей заключается в оправдании человека, как внутреннем очищении его от грехов и в освящении его посредством таинств, как возведении на высшую ступень нравств. совершенства.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle