издательство П.П. Сойкина

Источник

Атеизм

Атеизм (гр. Α – отрицание и θεος – бог). Отрицание Бога. В различные времена, у многих народов, имеющих те или иные представления о Божестве, было различное понятие а., т. е. непризнания, отрицания Божества. Теперь атеистами называются люди, теоретически отрицающие существование Бога. Уже в древности были отрицатели Божества (Юань, кит. фил., Санкия – индус, Левкипп и Демокрит, Эпикур); многих обвиняли в а., напр.: Сократа, Аристотеля; в средние века: Дж. Бруно, Спинозу; в новейшее вр.: Фихте, Гегеля, Канта; но они не являются атеистами, так как не отрицают Бога, но только по своему представляют Божество. А. не умирал все время и являлись его проповедники во все время существования мира. Все материалистические теории в то же время и атеистичны, так как рассматривают миp и его устройство независимо от Главной Первопричины. Из философов-атеистов XVIII в. следует назвать: Ляметри, Гольбаха (1723 – 80); XIX в. Фейербаха (1804 – 1872), давшего критику христианства, и его учеников, – Фохта, Бюхнера, Молешота; в позднейшее время – Геккеля. Но возможен матергализм и без атеизма, т. е. изучение всех явлений природы в самых первичных её формах, при этом ученый должен помнить, что самая способность его к изучению есть не что иное, как проявление Божественной Воли. Ценные открытия науки не могут исчерпать даже всех земных проявлений материи – как же можно посягать на разрушение не Познаваемого, но Сущего и Видимого в Его проявлениях. Установив теоретически существование высшего начала, практически а. приводит к эгоизму, стремящемуся только к удовлетворению личных потребностей, отсюда вытекает нетерпимость и полное разрушение общественности.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle