издательство П.П. Сойкина

Источник

Аввакум

Аввакум – ветхозаветный пророк, небольшая (в 3 главах) книга коего занимает 8-е место в числе так называемых «малых пророков». Место и время деятельности его точно неизвестно. Более вероятным представляется мнение, что он пророчествовал в царстве иудейском в последние годы царствования Манассии. Заключающаяся в III гл. книги пр. Аввакума величественная песнь, изображающая грозное пришествие Господа для суда и наказания нечестивых и для спасения своего народа, отцами церкви объясняется как пророчество о пришествии Спасителя и победе Его над смертью. В ветхозаветной церкви песнь эта употреблялась при богослужении наравне с псалмами, в новозаветной же она послужила основанием или темой для 4-й песни канонов и некоторых других песнопений. В русской литературе имеется несколько толкований на книгу пр. Аввакума: архиеп. Иринея в 5-й части его общего «Толкования 12-ти малых пророков», еп. Палладия и др. Память пр. Аввакума 2 дек. и в неделю св. праотец (пред праздником Рождества Христова).

Аввакум, св. муч, пострадавший в Риме в 269 г. вместе с родителями и братом. Память 6 июля.

Аввакум – протопоп (1620 – 1622 г.г.) – один из первых и выдающихся столпов русского раскола, отличавшийся редкими дарованиями, энергией и железной волей. Выступив в 1653 г. с протестом и обличениями против патр. Никона, он подал царю челобитную, которой и было положено начало расколу. Остальное время жизни А. провел в ссылке – сначала в Тобольске и Даурии, затем на Мезени и, наконец, в Пустозерске. В 1666 г. собор в Москве осудил его, лишил сана и отлучил от Церкви, а в 1682 г. он «за велигая хулы на царский дом» был казнен в Пустозерске чрез сожжение на костре. Но и в ссылке до самой казни А. являлся энергичным пропагандистом и авторитетным вожаком раскола, рассылая всюду своим друзьям, приверженцам и ученикам письма и послания. В настоящее время известно свыше 45 сочинений А. в целом виде и более 15 в отрывках, в которых трактуются все важнейшие вопросы первоначальной жизни раскола. Эти сочинения напечатаны в изд. проф. Н. Субботина «Материалы для истории раскола» (т. V и VIII). О знаменитом расколоучителе имеется специальное исследование Бороздина – «Протопоп Аввакум», критико-библиографический же разбор его сочинений сделан в книге проф. Спб. Дух. Акад. П. С. Смирнова «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.».

Аввакум – архимандрит, в Mиpe Д. С. Честной (1801 – 1866). Назначенный по окончании Спб. духовной академии членом духовной миссии в Пекине, А. в сане иepoмонаха более 15 лет трудился на миссионерском поприще в Китае и за это время прекрасно изучил языки китайский, маньчжурский, монгольский и тибетский. Он перевел на китайский, язык молитвы, церковные песнопения, несколько проповедей и сочинения Мансветова «Черты деятельного учения веры», а на тибетский – евангелие от Луки. Кроме того, им собраны были материалы по древней истории Маньчжурии, Китая и Кореи, преимущественно относительно распространения здесь христианства. В 1844 г. А. был возведен в сан архимандрита и назначен членом Спб. консистории и духовно-цензурного комитета. В 1852 г. в качестве корабельного иеромонаха и переводчика китайского языка он участвовал в экспедиции адмирала Путятина в Японию, совершив путешествие на описанном Гончаровым фреганде «Паллада». В качестве переводчика А. не раз оказывал услуги русской дипломатии в переговорах с китайцами и японцами, † в 1866 г. на покое в Александро-Невской лавре, где и похоронен в Св. Духовской церкви.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle