издательство П.П. Сойкина

Источник

Апокрифы

Апокрифы. А. называются книги, трактующие о предметах, содержащихся в св. Писании, но не признанные церковью за боговдохновенные и даже впоследствии запрещенные. Буквальный перевод: отреченные книги (греч.). Возникновение апокр. книг относится к первым векам христианства; первоначально они писались благочестивыми людьми, желавшими разъяснить и дополнить священное писание (так, напр., в а. «Хождение Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем предстательство её пред престолом Сына); а. не запрещались, читались верующими, как теперь читаются жития святых, на них смотрели, как на интересное чтение. Но вскоре на а. книги, пользовавшиеся уважением, стали ссылаться наравне со священным писанием, еретики основывали на них свои лжеучения, – тогда а. стали запрещаться и уничтожаться; на соборах составлялись списки отреченных книг (первый список cocт.V в.). В настоящее время а. имеют историческое значение, так как в них отражаются взгляды христиан первых веков. Из а. одни описывают ветхозаветные события (напр., Псалмы Соломона, Заветы 12 патриархов, книга Еноха, Апокалипсисы Ездры и Варуха и др.), другие трактуют о Новом Завете (Евангелия, Откровения). А. евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в евангелии были только намеки; иногда излагали в разговорной форме евангельские рассказы. Имен. своих авторы не подписывали, а часто, для придания большого значения своим произведениям, выставляли имя апостола или учен. ап-го. Содержание а. еванг. разнообразно, «Первоевангелие Иакова» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев. В «Евангелии (Псевдо) Матфея или книге о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» говорится о юности Иисуса. «Евангелие о рождестве Марии», «История Иосифа Плотника», «Ев. Фомы» (чтилось гностиками во II в.), «Арабское ев. детства» (о пребывании Спасителя в Египте), «Ев. Никодима», «Ев. Апеллеса», «Ев. 12 апостолов» и др.

А. Деяния Апостолов: «Деяния Петра и Павла»; «Деяния Варнавы»; «Деяния Филиппа в Элладе»; «Деяние Фомы» (древнего происхождения) и мн. др. Главные а. Послания: «Послание Авгаря ко Христу» и «Христа к Авгарю»; «Переписка Ап. Павла с Сенекой» (6 писем); многие были убеждены в подлинности писем, «и только позднейипя исследования раскрыли их подложность.

А. апокалипсисов было также, много, но целиком дошли только немногие. «Апокалипсис Иоанна» – существенно отличается от канонического. В 1595 г. открыли другой «Апокалипсис Иоанна». Кроме того были «Апокалипсис Петра», «Павла»; «Откровение Варфоломея» и др.

См. Порфирьев. Апокр. сочинения в др.-русск. письменности. Собрание апокрифов. Acta Apostolorum Apocrypha (Tilo. Codex Apocruphys); Неандер – «Собрание апокрифов» – самое, раннее (1564 г.). Переводов апокрифов на русский язык не имеется.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle