издательство П.П. Сойкина

Источник

Апокалипсис

Апокалипсис. (Αποκαλψις – апокалипсис) откровение. Обыкновенно под словом А. разумеется «Откровение Иоанна Богослова», которым заканчивается Новый Завет. Проследив истории сотворения мира, его развитие, поняв и приняв пришествие Мессш, читающий, в последней из священных книг, А., узнает о судьбе христианского мира. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, написал книгу и о земной жизни Иисуса и о последующей жизни первых христиан (соборные послания). Подвepгшийcя в числе прочих последователей Христа гонению, Иоанн был сослан на о. Патмос, где жил долгое время и только к концу жизни был возвращен в Эфес. На Патмосе и написано боговдохновенное пророчество о судьбах мира и Церкви. Хотя были сомнения в подлинности написания А. Иоанном Б. (Kaий, св.Дионисий александр.), но большинство писателей признают подлинность текста (св. Иустин, св. Ириней ок. 195 г., Климент александр., Туруллиан ок. 207 г.). Написан А. в конце I в. с целью придать мужество гонимым христианам, раскрыв значение воинствующей Церкви Христовой. Содержание А. распадается на 4 части: I часть. Сын Божий является Иоанну; в его руках судьбы Церквей, в виде 7 светильников; о каждой Церкви особое пророчество; здесь описывается современное состояние христианства. II часть. Иоанн восхищен на небо и здесь, представ пред престолом Бога, видит открывающиеся перед ним одно за другим 7 тайн Божественных – последняя тайна, – вскрытие последней печати, сопровождаемое трубными звуками, – начало Царства Божия на земле, второе пришествие Сына Божия. III часть. Борьба последователей Христа с приверженцами дракона на небесах и на земле. IV часть. Земля поклоняется дракону, слушает лжепророков, за что на нее изливается гнев неба, от которого гибнут все, не принадлежащее к Истине. В виду того, что А. написан образным языком, который должен действовать непосредственно на душу человека, и так как не все могут воспринимать даже божественно-простые и образные слова Христа, А. был не понят и вызвал много толкований (больше 80). Одно из древнейших толкований-Андрея Кессарийского. В средние века было много толкований, но не по существу А., а относительно частностей Откровения. Относительно толкования А. в новые века можно найти изъяснения и литературу в книге Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний св. Апост. и Апокалипсиса. Из русских исследователей можно указать: Жданов «Откровение Господа о семи aзиатских церквах», Еписк. Петр «Объяснение А.»; Никольский «Апокалипсис»; переведены на русск. яз. труды св. Андрея Кессарийского, Обернена, Фаррара.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle