издательство П.П. Сойкина

Источник

Антиминс

Антиминс (греч. ἀντι – вместо и лат. mensa – стол). У римлян называется стол, стоящий перед дикастерией, а восточные христиане называют так плат, на котором можно совершают богослужение, и который заменяет престол; теперь на нем изображается положение Христа во гроб и в него влагается частица св. мощей. Письменные свидетельства об употреблении антиминса относятся к VIII в., но предание свидетельствует об употреблении антиминса в первые в. в. христианства; богослужения совершались обычно на гробах св. мучеников; если же не было гроба с мощами, то заменяла его частица св. мощей, зашитая в антиминс, который полагался на простом столе или ином предмете при совершении таинства. При устройстве новых церквей часто не хватало мощей, да и неудобно было перевозить с собой мощи на далекие расстояния, на кораблях, на войне. При устроении, совершений антиминсов произносились те же молитвы, что при освящении храмов (описание Симеона Солунского). Чаще всего а. полагались, очевидно, на неосвященных престолах, но возможны были случаи возложения а. на освященные престолы

В русской церкви а. употреблялись, вероятно, с введения христианства; есть антиминсы XII в., мощи прикреплялись снаружи или извнутри. Первоначально а. употреблялись только на неосвященных престолах (указание на это в требнике Никона). Вскоре было сделано постановление полагать а. на все престолы без исключения (пост, собора 1675 г. в Москве). Первоначально а. были из льна, позже шелковые. Размеры а.: XII в. 6 X 7 верш., более позднего периода 4X5, 9X11½, 10½ – 12 верш. Современные антиминсы около 6X7 верш. Антиминс складывается и влагается в илитон; развертывается на литургии при возгласе: «Да и тии с нами славят»... На старинных антиминсах встречаются различные рисунки, изображения крестов; до печатания а. расписывались и приготовлялись священнослужителями; когда появились печатные а., то на обязанности свящ. лежит пришивание мешочка для св. мощей. В XVIII в. антиминсы выдавались из казенного приказа. За приготовление а. взималась плата; в XVI в. а. стоил 1 – 1½ р. (8 – 12 руб.): при митр. Макарии – 25 к. Плата несколько раз отменялась вовсе, то назначалась – 4 коп. (1725 г.) 1 р. 75 к. (1690 – 1700). В 1753 г. была отменена плата, но в 1868 – Св. Синод установил плату за а. по 1 руб. Антиминсы бывают подвижные и неподвижные. Подвижные а. находятся в церквах не постоянных, на а. делается надпись: «для совершения службы на всяком месте». Неподвижные а. находятся во всех церквах; новые а. полагаются при освящении храма, при переименовали имени св. покровителя храма; при осквернении церкви; старые а. заменяются новыми, а обветшавшие сдаются в ризницу.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle