издательство П.П. Сойкина

Источник

Алексей

Алексей 1-й Комнен – император византийский, род. в Константинополе в 1048 г., был сыном Иоанна Комнена, брата Исаака I, первого императора из дома фамилии Комнена. В борьбе между Михаилом VII Парапинаком и Никифором III Ботошатом, нравственно и физически высоко одаренный, отлично воспитанный, А. оказался верным привержен цем первого. Но после отказа от престола Михаила (1078) он сумел себе приобрести доверие и последнего. Победив в службе Никифора нескольких мятежников, он отказался (1080) идти в поход против своего восставшего шурина и, очерненный по этому случаю при дворе, с помощью Дукаса и Палеолога он собрал в Цурулуне войско, овладел 1 апр. 1081 г. Константинополем и, после отказа от престола Никифора, захватил сам верховную власть. Чтобы вывести государство из стесненного положения, А. сначала заключил мир с Сельджуками, затем союз с Венециею и германским императором Генрихом IV и обратился тогда против вторгнувшегося в империю Норманнского герцога Гискара. А. должен был всеми силами отражать Печенегов на северной границе, что и удалось, вследвие большой победы в 1091 г. Менее счастлив он был в борьбе против Сельджуков. Только в 1092 г. он с большим трудом несколько сплотил свое государство. При таких обстоятельствах, пробудившееся на западе стремление к крестовому походу для освобождения Святой Земли было для него весьма желательно. Однако-же неожиданно большое множество и необузданность крестоносцев вызвали вскоре (1096) в нем подозрения, и он старался освободиться от них, переправляя их быстро в Азию. Правда, он сумел склонить большинство франкских князей принести ему ленную присягу за все земли, которые они завоюют в Азии, но взаимное недоверие этим не изгладилось. В 1107 – 1108 г. А. вел еще одну войну против Норманнов, в 1115 – 16 г. нанес немаловажные поражения Сельджукам и умер 15 авг. 1118 г. В церковном отношении Алексею Комнену принадлежит много распоряжений, особенно в области брачного права.

Алексей Михайлович – второй царь из дома Романовых род. 19 марта 1629 г. царствовал с 14-го июля 1645 по 28 января 1676 года. До пятилетняя возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыри и деяний Св. Апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять – церковному пению. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детская латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом на ряду с прежними образовательными средствами заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно «объявили» народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших древне-русскую жизнь XVII века. Духовная атмосфера, среда которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу: «делу время и потехе час» (т. е. всему свое время) – писал он; или «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».

В церковном отношении царствование Алексея Михайловича замечательно появлежем русского раскола старообрядчества. Из внутренних распоряжений при царе Алексее замечательны: запрещение (в 1648 г.) беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть черными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещен был в 1648 г. не только крестьянам хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle