издательство П.П. Сойкина

Источник

Адриан

Адриан Публий Элий – римский император (117 – 138 г.г.). Отношение этого выдающегося государя к христианам определяется историками различно. Одни называют его ожесточенным врагом христиан и с его именем связывают четвертое, так называемое Адрианово, гонение,  другие, напротив, считают его другом христиан и приписывают ему издание первого эдикта о веротерпимости. Оба эти мнения в настоящее время признаются односторонними и высказывается предположение, что А. относился к христианству совершенно безразлично и даже не был знаком с ним, почему, напр., в одном послании и отождествляет христиан с поклонниками Сераписа. Несомненно, что положение христиан в царствование А. не было спокойным. К этому времени относятся страдания, напр, Дионисия Ареопагита, епископа Александра и многих других. С другой стороны, А., действительно, был издан рескрипт, воспрещающий казнить христиан по требованию фанатической толпы, однако этот акт отнюдь не был эдиктом о веротерпимости. Он подтвердил только эдикт Траяна, допускавший казнь христиан не иначе, как после законно установленного и правильного судопроизводства.

Адриан,

1)      св. муч., пострадавший в Никомидии. Память 7 ноября.

2)      св. муч., пострадавший в Александрии. Память 17 мая.

3)      св. муч., пострадавший вместе с дружиной в Кесарии Палестинской. Память 13 ноября.

4)      св. муч., пострадавший в Антиохии Сирийской. Память 5 марта.

5)      св. муч., пресвитер, пострадавший в Персии. Память 10 декабря.

6)      св. муч., убитый и сожженный в Коринфе в 251 г. язычниками за то, что он разорил их жертвенник, пролил жертвы и разметал огонь. Память 17 апреля.

7)      св. муч., после мук от диких зверей, усекнутый мечем в Кесарии Палестинской, ок. 309 г. 3 февраля.

8)      св. муч. пострадавипй в Халкидоне ок. 313 г. Память 13 октября.

9)      св. муч., сын царя Проба, усекну¬тый мечем в Риме в 320 г. Память 26 августа.

Адриан, св. муч., супруг св. Наталии, языческий сановник, обратившийся ко Христу внезапно, пораженный необыкновенным терпением св. мучеников. Пострадал в Никомидии при императоре Максимиане и во время страданий был ободряем и утешаем св. Наталией, ранее мужа сделавшейся тайной хрисианской. Мощи А. впоследствии были перенесены в Рим и покоятся в церкви его имени на форуме. Память 26 августа.

Адриан, монах и пресвитер, церковный, писатель V в., принадлежавший по своему направлению к антиохийской школе, но чуждый её крайностей. Составленное им руководство к чтению Библии, под заглавием «Введение» в божественные писания, пользовалось в древности большой известностью и уважежем.

Адриан св. муч., усекнутый мечем магометанами в Дамасске, в VII в. Память 1 ноября. Адриан преп. Сестринский – подвижник XV в. Ок. 1479 г. вместе с преп. Зосимой основал ныне упраздненный монастырь на р. Малой Сестре, Московкой губ., на границе Волоколамского и Клинского у. Мощи его покоятся под спудом в большом монастырском, а ныне приходском (погоста «Изосимова пустынь») храме. Память 15 августа.  

Адриан

1)      преп., ученик преп. Сергия Радонежского, в обители коего и подвизался. Известен своим доблестными участием в Куликовской битве, на которой и погиб.

2)      преп. Пошехонский – основатель Успенской Адриановой пустыни (ныне женской) Ярославской губ. Ученик и постриженик преп. Корнилия Комельского. А. первоначально подвизался в его монастыре в Вологодских пределах, а в 1540 г. удалился в дремучие леса Пошехонья и и здесь, с благословения Московкого и всея Руси митрополита Макария, в 1543 г. основал свой монастырь. В 1550 г. на обитель напали крестьяне, разграбили ее и убили преподобного, унеся с собой и его тело. Место погребения А. было найдено только в 1626 г. и обретенные нетленными мощи его перенесены в пустынь, где и почивают открыто. Память 5 марта (день кончины).

Адриан преп. Ондрусовский – подвижник. русский времен Иоанна Грозного, основатель заштатной ныне Николо-Адриановой Ондрусовой пустыни, Олонецкой губ. Родом из московских бояр Звалишиных, А., в мире Андрей, во время охоты в своем поместьи на берегах Ладожского озера, встретился с преп. Александром Свирским, сделался его учеником и постригся в Валаамском монастыре, а затем, с благословения преп. Александра, поселился в уединенном месте на берегу озера, в 22 верстах от нынешнего г. Олонца, и основал здесь свой монастырь. А. пользовался большим уважением современников и любовью царя, у которого был восприемником дочери, и известен своим благотворным влиянием на разбойников края, из которых особенно славился Ондрус, после раскаяния подвизавшийся в монастыре преподобного. В 1549 г. А. подвергся нападежю разбойников и был убит ими, с целью грабежа, тело же его было брошено в болото. Спустя два года, по особому видению преподобного старцам обители, нетленные мощи его были найдены в болоте и перенесены в монастырь, где и почивают ныне. Память 17 мая (обретение мощей) и 26 августа.

Адриан преп. Монзенский – русский подвижник XVI и начала XVII в., основатель упраздненной ныне Монзенской обители (Костромской губ.). Родом из г. Костромы, А. тайно в молодых годах оставил родительский дом и последовательно подвизался в Толгском монастыре (Ярославской губ.), Спасо-Каменном (Вологодской губ.) и Обнорской пустыни (той, же губ.) По особому указанию свыше, ок. 1595 года основал свой монастырь на берегу р. Монзы, в 35 верстах от г. Галича и 20 верстах от Костромы. Мощи его почивают под спудом в Благовещенском храме бывнией обители. Память 5 чая и 12 декабря.

Адриан, 10-й и последний патриарх всероссийский; род. в 1627 г., с 1678 г. был архимандритом Чудова монастыря; в 1690 г. занял патриаршую кафедру; † в 1700 г. Человек строгой жизни, твердый и смелый, ревнитель церковных преданий, А. отличался крайним консерватизмом, был противником зарождавшихся тогда реформаторских стремлений Петра Великого и безбоязненно выступал на защиту своих прав против вмешательства царя в церковные дела. Известна, напр., его «грамота о бороде», в которой он бривших бороды уподобил котам и псам и с иронией вопрошал, где они со столь искаженным ликом займут место на страшном суде. В пастырской своей деятельности А. проявлял большую заботливость о благолепии церковном и об упорядочении жизни монашества и духовенства. Плодом его административных забот, являются «инструкция к старостам», «записка о святительских судах» и несколько посланий и грамот. В Казани им была составлена для своей паствы книга: «О древнем предании свв. апостол и свв. отец, како подобает православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты слагати, и кия слагали, и како на себе оный изображати». Известны и некоторые друпе литературные труды А.

Адриан – имя шести римских пап. А д р и а н  I(772 – 795 гг.) принимал деятельное участие в борьбе с иконоборчеством и адопцианской ересью; его легаты играли немаловажную роль на всех соборах того времени и, между прочим, на VII вселенском (787 г.); на последнем было прочитано специальное послание папы об иконопочитании. – А д р и а н  II (867 – 872 г.г.) известен своим учаспем в низложении Константинопольского патриарха Фотия и довольно успешным продолжением попыток своего предшественника папы Николая I к подчинению Риму восточных церквей; на Константинопольском соборе 869 г., почитаемом на Западе VIII вселенским, легаты А. II заправляли всеми делами, добились согласия собора на все требования папы и провели такое определение, что даже вселенский собор не имеет права посягать на главенство папы и составлять против него определена. – А д р и а н  III (с 1 марта 884 по 8 июля 885 г.) – первый папа, переменивший при избрании свое имя; первоначально он именовался Агапит. – А д р и а н IV (1154 – 1159 гг.), родом англичанин, положил начало продолжительному и ожесточенному спору между папами и германскими императорами из дома Гогенштауфенов; в письме к Фридриху Барбароссе и германским епископам А. IV заявил, что Германская империя находится в ленном отношении к папской короне, чем вызвал гнев императора и недовольство епископов; а когда Фридрих на сейме в Италии добился признания, что от подчинения императору не изъяты и епископы и что папы пользуются светскою властью не по божественному праву, а по распоряжежю королей, – то А. IV намеревался предать императора отлучению от Церкви, но вскоре умер.  А д р и а н V, племянник папы Иннокентия IV, занимал Римскую кафедру всего один месяц (с 12 июля по 18 августа 1276 г.); ранее он был архидиаконом Кентерберийским и в 1268 г. созвал в Лондоне собор, издавший так называемые Оттобуонские постановления. А д р и а н VI (1522 – 1523 гг.) – один из достойнейших пап, благочестивый и честный, поборник строгих нравственных правил; он серьезно думал о церков ных реформах и надеяся преобразованиями и устранением наиболее вопиющих злоупотреблений в Церкви остановить начавншееся реформаторское движение, но не достиг ничего; его ненавидели, над ним смеялись и когда он умер, то над дверью его врача был вывешен венок с надписью: «Освободителю отечества».


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle