издательство П.П. Сойкина

Источник

Иероним

Иероним Пражский, друг и сотрудник Иоанна Гуса, магистр свободных искусств. Родился в Праге в 1379 году, получил прекрасное образование, по окончании которого остался бакалавром при Пражском университете. Затем несколько лет путешествовал и, познакомившись с учением Виклефа, горячо его защищал и проповедовал. Эта приверженность к учению Виклефа навлекла на него подозрения, не позволявшие ему оставаться на одном месте. Он был и в Париже, и в Гейдельберге, и в Кёльне и отовсюду удалялся не добровольно. Затем, прибыв в Прагу, он выступил защитником всеобщего собора, что, по его мнению, могло бы устранить раскол. Пражский архиепископ, бывший против собора, предал его анафеме. Это не остановило его и, несмотря на то, что анафема против него была издана и в Вене, он летом 1412 года участвует в движении, которое вызвала в Праге папская булла об индульгенциях. Горячий сторонник Гуса, он в своих проповедях всюду защищал его точку зрения. После этих волнений Иероним отправился в Польшу, а затем в Литву. В Литве он будто бы склонял сменить римско- католическое вероисповедание на православное, отдавая последнему все свои симпатии. В Витебске он посещал православные богослужения и участвовал в церковных процессиях. В Пскове в русской церкви он поклонялся таинствам и, по образцу русских духовных, отпустил себе волосы и бороду и переменил костюм на принятый русскими священнослужителями. Это его поведение можно рассматривать, как давнишнее стремление и симпатии славян к востоку, что подтверждается историческим фактом сношений гуситов с Константинополем. Деятельность Иеронима в Литве не могла, конечно, остаться незамеченной: он был вызван в Констанц. Прибыв туда, он, однако же, не надеясь на королевское слово, побуждаемый друзьями тайно покинул его, но по дороге был схвачен и посажен в тюрьму. В тюрьме он отрёкся было от всех своих верований и учения Виклефа, но потом раскаялся в этом и на суде на вопрос об отречении произнёс блестящую речь в защиту своего верования. Собор присудил его к сожжению, что и было приведено в исполнение в 1416 году. Редко кто умирал с таким мужеством, как Иероним. Всё время, пока он был жив, объятый пламенем, он пел исповедание веры и священные песни. Так, через год после смерти Гуса, последовал за ним друг и сотрудник его. Вся деятельность его, полная веры и стойкости, носила чисто практический оттенок, почему литературных трудов его почти не осталось.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle