издательство П.П. Сойкина

Источник

Иеровоам

Иеровоам – имя двух израильских царей.

Иеровоам I – первый царь (973 – 952 гг. до Р. Х.) израильского (десятиколенного) царства. Он был сын Новата и Церуды из колена Ефремова. Выдающиеся способности и мужество скоро заслужили ему благосклонность Соломона. Но истый Ефремлянин, он, как и другие из его колена, с неудовольствием и раздражением смотрел на подчинение царям из колена Иуды. Пророк Ахия предсказал ему, что он будет царём Израиля, т. е. над 10 коленами соломонова царства. Иеровоам не хотел выжидать естественного хода событий и решил завладеть царством при жизни Соломона, но, замеченный последним, бежал в Египет. По смерти Соломона, когда сын его Ровоам не пошёл на уступки, предложенные израильтянами, последние выбрали своим царём вернувшегося из Египта Иеровоама. Так произошло разделение царства иудейского, которое и ранее уже чувствовалось в некоторой обособленности иудина колена. Столицей Израиля был вначале Сихем, потом Пенуил и, наконец, Фирца. С целью закрепить ещё более разделение и укрепить власть за своим домом, Иеровоам ввёл, рассчитывая на низкие вкусы народа, служение Иегове под чувственным видом тельца, поставив двух золотых тельцов на границах своего царства. Эта религиозная реформа была принята большинством народа, но левиты не захотели изменить преданиям старины и ушли из израильского царства, как и многие другие. Пророки Амос и Осия в культе тельцов видели отвержение Иеговы и предсказали гибель дому Иеровоама. Иеровоам, вступив на престол израильский, почти всё время вёл мелкую войну против Ровоама, которая, однако же, при Авии, царе иудейском, вызвала большое сражение, закончившееся большим кровопролитием и потерей Иеровоамом нескольких городов.

Иеровоам II – царь израильский (822 – 781 гг. до Р. Х.), четвёртый из дома Ииуя, сын Иоаса. Период царствования этого царя был периодом наивысшего блеска и счастья израильского царства. Хороший воин, царь распространил далеко пределы своего царства, воюя счастливо с сириянами, налагая дань на Дамаск и Емаф. Счастливое внешнее положение способствовало и внутреннему благосостоянию, но, как следствие этой полной удачи и материального благосостояния, появились изнеженность, роскошь, притеснение бедных и разврат. Царь, а с ним и народ, отправляли пышное служение Иегове под образом тельца. Вместе с Иеговой служили и Ваалу. Этот разврат вызвал грозные пророчества со стороны пророков Амоса и Осии. Но их не слушали, а, напротив, гнали, обвиняя в возмущении.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle