издательство П.П. Сойкина

Источник

Иегова

Иегова (Господь) – собственное имя Бога (Израилева), в отличие от других нарицательных имён Его, приписываемых и языческим богам, обозначает самое существо или бытие Бога, а не отдельные Его свойства. Значение или идея этого имени по ветхозаветно-библейскому употреблению Его весьма ясно выражается уже хотя бы, например, в откровении Моисею (Исх. 3, 14 – 15). Посылая Моисея освободить израильтян из рабства, Бог говорит Моисею: «Я есмь Сущий… так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам… Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот Имя Моё во веки и памятование о Мне из рода в род». Отсюда – Бог есть верховное бытие и источник бытия, Бог вечный, бесконечный, неизменный и безначальный, Он творец всего мира и человека, Бог духов всякой плоти, Он владыка и хранитель нравственного миропорядка, судящий как действия, так и сокровенные мысли и чувства людей. Это значение имени Иегова проходит через весь Ветхий Завет, выражаясь в древнейших, а равно и в позднейших книгах. Относительно времени возникновения имени Иегова мнения учёных и богословов расходятся: часть их признаёт за начало возникновения и употребления Его лишь только время от Моисея; другие же, что имя Иегова было известно евреям и до Моисея. Последнее предположение подтверждают те собственные имена, с которыми соединялось имя Иегова несомненно до Моисея. Большое затруднение, как для исследования этого вопроса, так и вопроса о точном и верном произношении этого имени, представляет тот суеверный страх перед этим именем, выражавший непостижимое существо Божие, который охватил евреев после их пленения. Этот страх вызвал вначале ограничение употребления этого имени, а впоследствии даже запрещение произнесения его. Лишь один первосвященник один раз в год, в день Очищения, мог произносить его. Вместо собственного имени Иегова, стали произносить то с гласными второго имени Божия – Адонай, то с гласными третьего – Элоим. Есть попытки приписать имя Иегова, как заимствование от некоторых, якобы, сходных названий языческих богов древних соседей Израиля, но попытки эти исторической почвы под собой не имеют.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle