издательство П.П. Сойкина

Источник

Иахин и Воаз

Иахин и Воаз. Этими именами назывались две величественные медные колонны, изваянные по приказу Соломона тирянином Хирамом и поставленные перед храмом по левую и правую стороны. Эти колонны, благодаря их огромному значению как с художественной, так и с исторической стороны, представляют весьма значительный интерес. Но стиль и архитектуру этих колонн довольно трудно определить из тех описаний, хотя и довольно подробных, которые встречаются в Библии и у некоторых древних историков ввиду неясности специальных терминов, употреблявшихся в древности. Однако же, между прочим, установленные колонны представляли из себя пустотелые цилиндрические тела, высотой с постаментом 18 локтей (8,71 м.), в диаметре около 4 локтей (1,84 м.) и толщиной медных стенок около 81 миллиметра. На колоннах лежали капители, нижняя часть которых была обработана в виде шара и украшена двумя рядами гранатовых яблок, а верхняя – расширена и украшена стеблями, листьями и цветами лилий. Таким образом, общая высота колонн с капителями равна 11,13 м. До сих пор не решён ещё окончательно вопрос: занимали ли колонны самостоятельное значение, т. е. стояли ли они отдельно и независимо от притвора храма, имея чисто монументальное значение (мнение Гирта, Олесницкого, Штиглица и многих других) или же они, стоя в храме, исполняли обязанности подпор (мнение Мейера, Воноэ, Пена и других). Больше предпочтения заслуживает первое мнение, хотя бы уже потому, что колонны стояли перед храмом, имевшим каменные стены, а они были медными и во всех местах перечисляются наряду с медными сосудами. Весьма возможно, что вопрос этот, а также и значение цели постановки колонн были бы выяснены, если бы удалось вполне точно узнать значение названий Иахин и Воаз. Но и на этот вопрос существует так же много мнений и в значительной мере разногласных. Есть мнения, которые приписывают эти названия как имена собственные, принадлежащие или историческим лицам, или их предкам или потомкам, но для подобного предположение не достаточно одного сходства имён, других же данных нет. Более предпочтительно мнение о нарицательном значении этих имён, причём авторы этого мнения, имея ввиду грамматическую форму слов Иахин и Воаз, переводят это так: Иахин – да стоит (храм) непоколебимо, да утвердит его (Иегова) непоколебимо; Воаз – в нём сила Божия. Хотя есть ещё некоторые другие мнения, однако же это предположение кажется наиболее предпочтительным уже потому, что с основанием первого неподвижного храма истинному Богу и с утверждением прочного политического значения, Иахин и Воаз являлись национально-теократическим знамением культа Иеговы.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle