издательство П.П. Сойкина

Источник

Ирмологий

Ирмологий или Ирмологион – богослужебная книга, содержащая в себе для подвижных и неподвижных дней богослужения те молитвословия, изменяемые и неизменяемые, которые назначены Православной Церковью для пения (а не для чтения) при богослужении. Содержание Ирмологиона, главным образом, извлечено из разных богослужебных книг. В нём заключаются:

            1. ирмосы (είρμός), от которых Ирмологий и получил своё название;

            2. все те молитвословия, которые поются на литургиях – св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров;

            3. Богородичны:

            3.1. воскресные Октоиха восьми гласов, иначе называемые «догматиками», поемые на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» и на стиховне;

            3.2. богородичны восьми гласов, которые, когда есть «Слава» святому в Минее, т. е. тропарь на «Слава», поются на «И ныне», по гласу тропаря, петого на «Слава», или, говоря языком устава, «по гласу «Славы»;

затем в Ирмологионе содержатся следующие песнопения:

            4. троичные гласа; тропари, поемые по «Непорочны»:

            4.1. воскресные (Ἀναστὰσιμα);

            4.2. об усопших (Νεϰρώσιμα) полиелей и величания; степенны антифоны;

            5. песнопения, поемые перед чтением и после чтения Евангелия:

            5.1. прокимны воскресные утренние на восемь гласов;

            5.2. песнь «Воскресение Христово видевше»;

            5.3. тропарь «Молитвами Апостол» и поемые вместо того:

            5.4. тропари «Покаяния отверзи ми»;

            5.5. стихи особые на некоторые Господни и Богородичны праздники;

            6. песни Св. Писания, называемые «пророческими», которые поются перед каноном; при этом указывается, как поются или, по выражению Тѵпикона, как стихословятся стихи этих песней в соединении с тропарями канонов – в дни непраздничные, в дни праздничные и в Четыредесятницу, иначе сказать, показывается, что значит стихословить «Господеви поем» и «Поем Господеви» и когда бывает то и другое стихословие (указание на различие того и другого стихословия находится вполне только в Ирмологионе);

            7. припевы на девятой песни канона утрени, поемые в Господни и Богородичны праздники;

            8. песнопение «Всякое дыхание да хвалит Господа» и «Хвалите Господа с небес» и указание, как и когда поётся то и другое; затем стихира «Преблагословенна еси Богородице» и великое Словословие.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle