издательство П.П. Сойкина

Источник

Завет

Завет – употребляется в Ветхом Завете для обозначения заключения известных отношений между двумя сторонами, в смысле понятия – союз, договор, иногда же в смысле слова закон. Так этим словом определяются союзы между народами (Исх.32:23; Втор.7:2 и др.) и отдельными лицами (Быт.21:22–32; 1Цар.18:3 и др.) и даже между неодушевленными предметами, напр., камнями (Иов.5:23). Но особенное значение это слово принимает, как обозначение тех отношений между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях последнего по отношению к Нему (Быт.9:9; 15:18 и др.; Исх.19:5; Втор.4:13 и др.). Этот завет был еще установлен в раю. По словам Сираха, Господь... завет вечный постави с ними (т. е. с первыми людьми) и судьбы своя показа им (17, 5–8, 10). Грехопадением человека З. был нарушен, но обетование о «семени жены» (Быт.3:15), которое сокрушит силу диавола и даст людям вечное блаженство, восстановило его, потому что, как вечный З., он не мог прекратиться. Этот З. распространялся на всех людей до потопа. З. Бога с Ноем распространялся тоже на всех людей. Но затем З. Бога с людьми суживается, так как Бог заключает его уже не со всеми людьми, а с избранным племенем (племя Сима), которое является носителем откровения и чрез которое возможно спасение других племен и, наконец, с отдельным родом, происходящим от Авраама чрез Исаака (Быт.17:19) и от Исаака чрез Иакова (Быт.28:4). Эти лица чрез частые явления им Бога, избравшего их для Завета, утверждаются в истинном о Нем представлении. Завет Бога, с избранными Им лицами, распространяется и на весь народ, родоначальником которого они являются (Быт.17:7, 19), так что этот народ сохранит в себе благословенье Бога и спасение для всех людей (Быт.12:3 и др.). Синайский З. Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова подтверждает, что израиль должен быть «царством священников и народом святым» (Исх.19:6); ему предназначено основать на земле царство Божие. Ветхий Завет – различается от Нового Завета – периода, наступившего с принесением на землю спасения Господом нашим Иисусом Христом чрез воплощение Его и крестную смерть.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle