издательство П.П. Сойкина

Источник

Заволжские старцы

Заволжские старцы – иноки Кирилло-Белозерского, Феропонтового и др. монаст., расположенных в местности между Белым и Кубенским озерами. Название получили от того, что местность по направлению от Москвы находилась за Волгой и носила название Заволжья. З. старцы являются выразителями особого церковного направления, требовавшего неукоснительного проведения в жизнь евангельских принципов. Это направление подробно изложено у Нила Сорского, Монаха-мыслителя, который около себя образовал группу последователей и учеников, продолжавших его дело. Из них особенно заметны – инок Вассиан Патрикеев, старец Герман, Гурий Тушин, еп. рязанский Кассиан, троицк. Игумен Порфирий и др., действовавшие преимущественно в XVI ст. З. старцы являлись проповедниками христианской любви и терпимости к отпавшим от православной церкви, противниками насилий в деле веры. Они стояли за отделение церкви от государства и невмешательство духовенства в светские дела, а гражданских властей – в дела церковные. Поэтому они несочувственно относились к усилению в их время великокняжеской власти в ущерб власти духовной. От духовенства и монашества в особенности они требовали истинного служения Христу и забвения материальных интересов. По двум важным вопросам церковной жизни XVI в. пришлось им отстаивать свои взгляды и проводить их в жизнь, это по вопросу об отношении к ереси жидовствующих и относительно вотчиновладения монастырей. Деятельным врагом ереси жидовствующих и проповедником суровых мер по отношению к ним был, как известно, Иосиф Волоцкий, который был сторонником заточения и смертных казней для них (см. жидовствующие). З. старцы, наоборот, считали, что по отношению к заблудшим прежде всего и преимущественно должны быть применены меры кротости и увещания и только в крайнем и последнем случае, если еретики останутся непреклонными в своем заблуждении, подвергнуть их заточению. Но и последнюю меру они считали необходимой лишь тогда, когда еретики проповедью своего лжеучения соблазняли народ. Если же пропаганда ереси не имела места, то какие-либо насильственные меры относительно еретиков З. ст. считали лишними. Борьба двух направлении, которые были представлены с одной стороны сторонниками Иосифа Волоцкого, а с другой – З. старцами, была очень упорна, но в конце концов окончилась победой первых, так что великий князь Василии Иванович велел всех еретиков жидовствующих, освобожденных его отцом, вновь заключить в темницу на всю жизнь. Что касается вотчиновладения монастырей, представлявшего в то время крупное зло монашеской жизни, то З. ст. полагали, что цель монашеской жизни прежде всего состоит в нравственном совершенствовании, а забота о материальных средствах менее всего совместима с идеей монашеского служения. Монахи же, забыв свое призвание, стараются захватить как можно больше сел и деревень в свое владение. Единственное спасение для поднятия нравственного авторитета монашества, это отобрание у монастырей вотчин, которые, по выражению Нила Сорского, являются для монастырей «ядом смертным». Так как поднятый З. старцами вопрос касался очень большого вопроса жизни не только черного, но и белого духовенства, то понятно, что он произвел большое волнение среди того и другого и против З. старцев ополчилась большая партия во главе с Иосифом Волоцким. В возгоревшейся полемике между представителями белого и черного духовенства и З. старцами особенно выделился со стороны старцев Вассиан Патрикеев, написавший в защиту проповедуемого ими взгляда два слова с предисловием. В своей полемике он не поколебался отнестись критически к тем святоотеческим произведениям, в которых содержатся мнения, благоприятные для вотчиновладения, и которыми защитники вотчиновладения пользовались для доказательства справедливости своего взгляда. Такие положения, заимствованные Иосифом Волоцким из святоотеческой литературы, которые оправдывали монастырское вотчиновладение, он открыто называл «человеческим преданием и языческим обычаем, ими же имя Божие хулимо есть»


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle